Как распознать манипулятора: 10 опасных тактик поведения

Ответ на манипуляцию

Есть еще одно убеждение манипулятора, подталкивающее его обходить ваши интересы: ваши решения, принятые без какого-либо давления, будут ему невыгодны. Однако и в этом он может заблуждаться.

Если вы уже столкнулись с манипуляцией, задайте себе вопрос: насколько важен и дорог вам человек, который пытается добиться решения в свою пользу таким нестандартным методом?

Это очень просто сделать, поскольку вы можете позволить себе не интересоваться впечатлением, которое вы производите на данного человека. У вас нет с ним общих планов, общих целей.

Но как быть, если такие общие планы имеются? Если речь идет о человеке, с которым вы строите какие-либо отношения — личные, деловые? Тогда следует обращать внимание на то, что он хочет получить в действительности, и грамотно вести диалог. Начнем с малого: если вы уже заметили, что стали объектом действий манипулятора, не надо его немедленно изобличать

Начнем с малого: если вы уже заметили, что стали объектом действий манипулятора, не надо его немедленно изобличать.

Подумайте: чего этот человек от вас ожидает? По всей видимости — отказа (иначе в манипуляции не было бы смысла).

Например, вместо отказа начинайте соглашаться, но не в полном объеме, а с определенными оговорками, на своих условиях, по формуле «да, но…».

В этот момент вы ломаете шаблоны и выворачиваете ситуацию наизнанку. Вы сообщили о своей готовности дать желаемое, согласились с манипулятором, тем самым — удивили и обезоружили его. Кажется, что вопрос закрыт.

По своей сути согласие, которое стоит в начале реакции на манипуляцию, означает принятие целей, намерений другого человека, его самого как личности.

Этот прием оказывается действенным и оправданным, если речь идет именно о долгих, прочных отношениях, в которых у вас есть стойкая заинтересованность.

В ответ манипулятору можно показать свое отношение к происходящему:

  • Несмотря на несогласие с озвученными требованиями, вы все равно готовы близкого человека принимать.
  • Снимаете опасения по поводу того, что всегда будете сопротивляться любым желаниям манипулятора.
  • Допускаете возможность, что в некоторых ситуациях согласны идти на компромисс и предпринимать те действия, которые (по мнению манипулятора) вам не слишком выгодны.
  • Соглашаетесь с тем, что человек рядом с вами—другой, с иными взглядами, и вы не оспариваете его право быть таким.
  • Находите в своей душе место для него.

Манипуляции — следствие неуверенности в себе! Когда человек видит, что его принимают со всеми слабостями, он перестает нуждаться в каких-то хитроумных психологических уловках в отношениях с вами. Он реже прибегает к манипуляциям, потому что в них просто теряется смысл.

Взаимодействие с манипулятором

Существуют определенные стереотипы, согласно которым мы оцениваем действия других людей (или собственные действия) при общении.

Важно, что и манипулятор рассуждает подобным образом, поэтому он ждет от своего оппонента вполне конкретную, хорошо просчитанную им реакцию. Получается, что ваша задача при взаимодействии с манипулятором — не дать того, на что он надеется

Получается, что ваша задача при взаимодействии с манипулятором — не дать того, на что он надеется.

Один из вариантов, как это сделать: ваши слова должны шокировать собеседника, сбить его с толку, разрушить заранее намеченную схему разговора.

К примеру, используя манипулятивное поведение, человек рассчитывает на то, что каждый человек хочет казаться окружающим достаточно уверенным, твердым в своих принципах и взглядах на жизнь.

По его мнению, жертва обязательно постарается сделать вид, что управляет своей судьбой и разбирается во всех нюансах обсуждаемого вопроса. А потому будет отстаивать свою правоту.

Чтобы придать весомость своим доводам, он ссылается на некий, как ему кажется, общеизвестный и неоспоримый факт.

Он уверен, что вы согласитесь с этим фактом — хотя бы для того, чтобы не показаться «отсталым», мало информированным и слабым.

По крайней мере, постарается не выдавать слишком много личной информации, которую можно использовать против него.

Задача манипулятора — вытянуть эту информацию. Например, с помощью провокации. Поскольку первым делом требуется узнать, какими средствами располагает собеседник.

Многие люди не выдерживают паузы и пытаются прервать ее по собственной инициативе.

Манипуляторы пользуются этим приемом, они осознанно делают паузу в разговоре, чтобы заставить вас говорить — и выдавать нужную им информацию.

Не бойтесь прервать паузу по собственной инициативе!

Описание методики Кеттелла

В чём состоит смысл фактора, что входит в это понятие? Кеттелл понимал под фактором совокупность нескольких поверхностных качеств индивида, которые возможно объединить под одним общим знаменателем. Опросник был опубликован его создателем в 1949 году. Первоначально он включал в себя форму А и форму В, которые позднее были дополнены следующими тестами:

  • Форма С и форма D, появившиеся в 1956 году;
  • Форма Е и форма F, увидевшие свет в 1961 году;
  • подростковый опросник на четырнадцать факторов;
  • детский тест на двенадцать факторов;
  • сокращённый вариант для взрослых, рассчитанный на 13 факторов.

Для того чтобы верно интерпретировать полученные результаты, используется несколько алгоритмов подсчёта:

  • специальные,
  • сокращённые,
  • упрощённые.

Причины невнимательности школьников

Важно понять, что именно мешает вашему ребёнку сосредоточиться на учёбе. Отыскав и устранив эту проблему, вы поможете ему победить невнимательность в школе и улучшить успеваемость

Перечислим несколько частых причин рассеянности у детей.

Причина 1: высокие нагрузки

Стремясь дать ребёнку максимально полное и разностороннее образование, родители порой буквально заваливают детей учёбой, а также записывают их в многочисленные кружки, клубы и секции. Высокие учебные и дополнительные нагрузки и недостаток сна вызывают рассеянность и снижение успеваемости.

Решение: распределяйте нагрузку грамотно. Помните, что ребёнок должен спать не менее 7-8 часов в сутки и посвящать достаточно времени отдыху и развлечениям. Для этого сформируйте для вашего школьника гармоничный режим дня.

Чтобы избежать переутомления, ребёнку необходимо регулярно делать паузы во время занятий. Одной из эффективных техник поддержки концентрации во время учёбы является «», позволяющий чередовать работу и отдых.    

Причина 2: отсутствие мотивации

Если ребёнку скучно на уроке, он попытается развлечь себя, смотря в окно или экран гаджета, болтая с одноклассниками или просто витая в собственных мыслях. 

Решение: лучший способ привлечь внимание к учёбе — сделать её интересной. Выбор эффективной мотивации зависит от индивидуальных особенностей ребёнка — его возраста, типа мышления и интересов

Невнимательность детей в начальной школе чаще всего можно победить, разнообразив учебный процесс и введя в него элементы игры. Подростку прежде всего необходимо понимание, какую пользу принесут ему полученные знания.

Причина 3: слабое здоровье

Если ребёнок редко бывает на улице, не получает достаточно физических нагрузок и здорового питания, его способности к концентрации и устойчивости внимания могут снизиться.  

Решение: укрепляйте здоровье ребёнка, обеспечив его сбалансированным питанием с необходимыми витаминами и микроэлементами. Особенно полезны для улучшения внимания витамины группы B. Для хорошего мозгового кровообращения ребёнку нужно регулярно бывать на свежем воздухе. Занятия спортом положительно сказываются и на внимательности, и на общем состоянии организма. Подберите ребёнку спортивную секцию исходя из его способностей и интересов.  

Причина 4: обстановка дома

Если дома школьник постоянно вынужден отвлекаться на семейные ссоры, требования родственников или просто громко работающий телевизор, ему сложно сконцентрироваться на учебном процессе. 

Решение: постарайтесь создать ребёнку оптимальные условия для учёбы. Прежде всего, ему необходимо удобно обустроенное рабочее место и отсутствие внешних раздражителей хотя бы на тот период времени, когда он занят подготовкой к занятиям. 

Отрицательно сказывается на внимательности и рост психоэмоционального напряжения, вызванный возрастными кризисами, конфликтами, неуверенностью в себе, гиперопекой, болезнями (как физическими, так и неврологическими) и страхами. В этих случаях ребёнку может потребоваться помощь специалиста. 

Причина 5: СДВГ

В отдельных случаях причиной невнимательности ребёнка может стать специфика развития психики, называемая синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). 

Обращаться за медицинской помощью стоит лишь в тех случаях, если ребёнок:

  • не воспринимает устную речь,
  • не может последовательно выполнять задачу,
  • часто теряет вещи,
  • часто совершает непроизвольные физические действия и издаёт тревожные звуки,
  • не может ждать.

Даже при наличии этих признаков, точную причину такого поведения может назвать только врач — это может быть как педагогическая запущенность, так и неврологические проблемы.    

Дети с СДВГ очень подвижны, но быстро утомляются, им сложно долго удерживать внимание на одном деле и вести себя в рамках строгих школьных правил. Это связано с особенностями строения их нервной системы, так что перевоспитать ребёнка с СДВГ невозможно

Однако его проблемы с вниманием можно скорректировать при помощи грамотной работы педагогов и родителей.

<<Блок перелинковки>>

Интерпретация результатов опросника Кеттелла

Первичные факторы

Как говорилось в предыдущей главе, стены по всем шестнадцати факторам распределяются по биполярной шкале. Крайние значения на этой шкале — это один и десять. Если значение стена лежит в промежутке от одного до пяти с половиной, значит, фактору присваивается знак минус, а если значение стена находится в промежутке от пяти с половиной до десяти, то знак плюс. Когда специалисты интерпретируют первичные факторы, то они первым делом смотрят на их пиковые значения, т.е. находящиеся в самых верхних и самых нижних границах рассматриваемого диапазона.

В опроснике Кеттелла измеряются следующие факторы:

  1. Фактор А. Благодаря ему исследователи получают сведения об уровне замкнутости или, наоборот, общительности человека.
  2. Фактор В. С его помощью психологи измеряют уровень оперативности мышления индивида и общий уровень эрудиции, присущий ему.
  3. Фактор С. Он определяет способность личности быть уравновешенной в эмоциональном плане в стрессовых и фрустрирующих ситуациях.
  4. Фактор Е. Описывает уровень доминантности либо способности испытуемого подчиняться внешней воле.
  5. Фактор F. Определяет, является ли тестируемый сдержанным или экспрессивным человеком.
  6. Фактор G.Показывает, склонен ли в своём поведении индивид придерживаться социальных правил.
  7. Фактор H. Измеряет активность личности, проявляемую ею во взаимодействии с другими людьми. Иными словами, можно ли её назвать смелой или застенчивой.
  8. Фактор I. С его помощью возможно почерпнуть массу информации о развитии чувственной сферы человека, есть ли в индивиде романтический настрой или же он рассудительный, логичный и жёсткий.
  9. Фактор L. Измеряет уровень доверчивости испытуемого к людям.
  10. Фактор М. Человек с развитым фактором М имеет подвижное воображение и часто мечтает. Противоположностью ему является практичный, здравомыслящий и уравновешенный индивид.
  11. Фактор N. Демонстрирует то, как человек проявляет своё отношение к окружающим его людям, или, иными словами, что в нём более развито, дипломатичность или прямолинейность.
  12. Фактор О. Измеряет уровень спокойствия и тревожности испытуемого.

Вторичные факторы

  1. Q1. Если у человека низкие оценки данного фактора, то он обычно следует догме, чем новаторским правилам, больше полагается на традиции и принятые ритуалы, чем личность, обладающая высокими оценками по этому фактору.
  2. Q2. Показывает уровень конформизма в поведении личности.
  3. Q3. Лица, имеющие высокие показатели, имеют железную волю, отлично контролируют свои эмоции и поведение и, в целом, обладают превосходным самоконтролем.
  4. Q4. Характеризует степень расслабленности либо напряжённости, присутствующей в поведении индивида.

Интерпретация сочетаний факторов

Для толкования сочетаний факторов исследователи объединяют несколько родственных факторов в группу и на основе данных, полученных при интерпретации такой группы, вырабатывают заключение о психологических особенностях какой-либо из граней человеческой натуры.

Существуют следующие группы факторов:

  • коммуникативные факторы, объединяющие в себе такие черты характера, как дипломатичность, смелость, доминантность, общительность и самостоятельность. Изучив указанные свойства личности, психологи могут с достаточно высокой степенью точности судить, насколько развита у конкретного человека сфера взаимоотношений с людьми, как он проявляет себя в общении с членами социума и есть ли у него способности общаться;
  • к интеллектуальным факторам относятся восприимчивость к чему-либо новому, дипломатичность, интеллектуальность и мечтательность. С его помощью учёные определяют возможности интеллекта испытуемого, какой вид мышления преобладает в его деятельности (абстрактный или образный), как он обдумывает проблемные и сложные ситуации, склонен ли индивид погружаться во внутренние переживания или его фокус обращён вовне его;
  • эмоциональные факторы представлены чувствительностью, напряжённостью, беспечностью, устойчивостью в эмоциональном плане. Эти факторы характеризуют возможности индивида чувствовать или не чувствовать ситуации, связанные с эмоциями, способность его нервной системы справляться с потрясениями, восприятие личностью происходящего вокруг него на эмоциональном или рассудочно-логическом уровне;
  • последняя группа факторов — регуляторная. Она представлена всего лишь двумя свойствами: нормативность и самодисциплина. Прежде всего, они описывают, насколько человек способен идти к желаемому вопреки всему, есть ли у него такие черты, как организованность, настойчивость и самообладание.

Плюсы психологической манипуляции

Когда люди упоминают психологическую манипуляцию, по умолчанию предполагается, что речь идет о некоем зле, о проявлении негативных сторон личности.

— Ты сейчас манипулируешь мной! — говорит один собеседник другому. В этой фразе содержится обвинение. После него уже и говорить в общем-то не о чем.

А теперь давайте разберемся, всегда ли манипулятор — такой уж чудовищный злодей? Всегда ли психологическое воздействие человека, прибегающего к манипуляции в общении, сугубо отрицательное? Всегда ли он подталкивает вас к движению в том направлении, которое важно только для него, принуждает вас пойти против собственных желаний и тем самым пытается лишить чего-то важного?

Это происходит, когда человек не слишком уверен в готовности окружающих сделать шаг навстречу.

Чем ниже он оценивает свои ораторские способности, свою убедительность и харизму, тем больше склонен к манипуляциям.

Подумайте: разве у вас никогда не возникали сомнения в готовности собеседника по доброй воле принять те или иные нужные вам решения? А отсюда уже рукой подать до желания чуть-чуть подтолкнуть в правильном направлении.

На самом деле манипулировать другими пытается каждый из нас — хотя бы в минимальной степени.

Понятно, что все перечисленные выше плюсы психологической манипуляции не исключают преступных намерений в каких-то конкретных случаях, и тогда люди сталкиваются с мошенниками.

И все-таки гораздо чаще этот прием используют не для того, чтобы обойти закон, обобрать человека до нитки или каким-то другим способом сознательно подвергать его опасности.

Если вы начнете воспринимать манипуляции как естественную часть общения и не будете резко реагировать каждый раз, столкнувшись с чужими поползновениями в собственный адрес, вам будет легче анализировать происходящее.

Если вы снимете свое напряжение по отношению к манипуляторам, то сможете ко многим из них относиться без внутренней агрессии — скорее с юмором. И даже с некоторым умилением.

И наоборот, очень больно внезапно осознать, что вами грамотно управляли в течение длительного времени, а вы этого не замечали.

Обычно такие запоздалые открытия воспринимаются как предательство, тот самый «нож в спину». И надолго оставляют болезненные психологические раны.

Критика в манипуляции используется довольно часто, но обычно она не бывает отрицающей. При отрицании человек демонстрирует полное непринятие вас как личности, вместе со всеми поступками и суждениями.

Критик показывает, что вы его раздражаете. Что ему от вас ничего не надо, как бы вы ни менялись. Подобное действие неэффективно в манипуляции.

Постоянные обвинения

Поскольку цель газлайтинга состоит в том, чтобы запутать жертву, заставить её сомневаться во всём и даже в себе, то абьюзер прибегает к такой пассивно-агрессивной уловке как безосновательные обвинения чуть ли не во всех смертных грехах. Его «помощники» в этом – всё те же: откровенная ложь и преувеличения. Ну и всё это, естественно, при полном отсутствии хоть каких-то доказательств.

Тем самым газлайтер наносит ущерб авторитету и репутации жертвы (наедине или публично)

Это даёт ему контроль и власть, а также отвлекает внимание от собственных слабостей и промахов

В заключение отметим, что эти семь типов пассивно-агрессивного газлайтинга объединяет попытка установить контроль над жертвой, вызвав у неё неуверенность в себе и сомнения в собственной адекватности. Таким образом газлайтер чувствует себя чуть ли не королём совершенства (будучи на самом деле глубоко закомплексованным и неуверенным человеком) и поучает возможность управлять другими людьми.

Не следует недооценивать деструктивность пассивно-агрессивной формы газлайтинга. Да, она, на первый взгляд, «тихая и ненавязчивая», но на самом деле регулярное «промывание мозгов» является самым настоящим психологическим и эмоциональным насилием.

Иллюстрация: Гюстава Доре

Теоретические основы методики Кеттелла

Виды данных, использованных для составления опросника

Чтобы разработать собственный опросник, Кеттеллу было необходимо накопить и использовать в своей работе информацию о личностных характеристиках человека и методах, с помощью которых эти характеристики могут быть измерены. Кеттелл выделял следующие источники данных:

  1. L-данные. Эта информация извлекалась из данных, полученных путём наблюдения за действиями индивида, которые он совершал в своей повседневной жизни. Обычно L-данные извлекают из мнений квалифицированных психологов-экспертов, которые могли фиксировать поведение людей в определённых экспериментальных ситуациях, и формализуют их. Плюсом такого вида данных является то, что с их помощью можно установить измеримые поведенческие признаки. Но нельзя забывать о недостатках L-данных, на которые указывают критики метода Кеттелла, например, на то, что всегда существует риск искажения восприятия человека, даже если он считается признанным экспертом; в зависимости от наличествующих отношений между наблюдающим и наблюдаемым оценка действий может диаметрально различаться.
  2. Q-данные. Их источники – это опросники и иные методы для самооценки. Преимущество Q-данных заключается в том, что их легко и просто получить, поэтому они занимают главенствующее положение в исследованиях личностных характеристик. Недостатком подобных данных являются искажения, зависящие, в первую очередь, от самооценки человека, проходящего тест, и, как правило, имеющие мотивационное либо познавательное основание.
  3. T-данные. Их получают во время проведения психологических экспериментов, проходящих в заданных организаторами эксперимента условиях. Такие данные считаются наиболее объективными из всех видов данных, рассмотренных нами.

Этапы разработки методики опросника

При составлении опросника на первом этапе Кеттелл использовал труды психологов Одберта и Олпорта, занимавшихся тем, что они находили в английском языке слова, с помощью которых можно было описать отличительные черты характера и поведения личности. Поскольку таких слов было очень много (4,5 тысячи), то неудивительно, что Кеттелл решил уменьшить их число до разумного значения и использовал факторный анализ для решения этой задачи. Он разбил определения черт характера и поведения человека на группы исходя из их синонимичности, а затем выбирал какое-либо одно слово, которое, по его мнению, наиболее полно отражало сущность целой группы слов.

С помощью применения этого метода Кеттелл уменьшил число характеристик до 171 слова. Затем, заручившись помощью психологов-экспертов, Кеттеллу удалось осуществить взаимную корреляцию их оценок, на основе которой он смог отобрать тридцать шесть коррелирующих плеяд слов, являющихся биполярными или антонимами, например, «радостный — печальный».

В дальнейшем Кеттелл провёл несколько дополнительных исследований, установивших, что количество биполярных пар можно сократить до шестнадцати факторов. Значение полученных знаний очень велико, поскольку они способствовали подтверждению следующих психологических теорий: теория самоконтроля и теория интроверсии и экстраверсии.

Так как шестнадцать факторов были выделены только с помощью L-данных, то они являлись малопригодными для использования их на практике. Дело в том, что осуществить измерение личностных особенностей большого количества людей, применяя только L-данные, не представляется возможным, потому что экономически нецелесообразно обучать значительное число экспертов работе с испытуемыми.

Постоянная ложь и перекручивание фактов

Постоянная ложь и перекручивание фактов – один из самых распространённых приёмов пассивно-агрессивного газлайтера. Таким образом он пытается написать свою историю происходящего и навязать её жертве. Причём отсутствие доказательств и фактов газлайтера не смущает – он всё выдумает, перекрутит, и будет повторять новую версию бесчисленное количество раз.

Его задача – сфальсифицировать факты, чтобы доминировать и управлять жертвой. Нередко таким образом он пытается сместить фокус с реальных проблем (например, что сам в чём-то провинился и должен понести ответственность) на другого человека, который «всегда и во всём виноват».

Процедура проведения теста

Прежде всего тестируемому предлагают прочитать инструкцию, подробно описывающую порядок действий при прохождении опросника. Затем специалисты предоставляют человеку, проходящему исследование, бланк, на котором он будет отмечать верные, с его точки зрения, варианты ответов. Обязательные условия прохождения теста: спокойная обстановка; испытуемый изолирован от других людей; максимальное время, выделяемое на все вопросы, – не более тридцати минут.

Примерная инструкция

С помощью вопросов, которые вы можете видеть в тесте, определяются отличительные черты вашей личности и характера. Любой из вариантов ответа является верным, поскольку существуют различные взгляды на одни и те же вещи. Вам нужно отвечать предельно точно и максимально искренне. Предварительно вам необходимо дать ответы на четыре предложенных вопроса. Исходя из этого, вы сможете осознать, требуется ли вам дополнительная помощь от организаторов исследования.

Имейте в виду, что периодически в опроснике встречаются вопросы, на которые есть только 1 правильный ответ. Вам нужно запомнить следующие 4 правила и неукоснительно пользоваться ими при прохождении теста:

  • вам нужно давать естественные ответы, те, которые молниеносно пришли вам на ум и не тратить время на размышления;
  • желательно давать как можно меньше ответов со средним значением или «не знаю»;
  • нельзя пропускать вопросы, если ни один из вариантов предложенных ответов не относится к вам. В таком случае нужно выбрать максимально близкий вам вариант. Если вопросы кажутся чересчур навязчивыми и вторгающимися в ваше личное пространство, учтите, что расшифровать результаты без применения ключа невозможно;
  • от вас требуется полная честность. При прохождении теста не думайте о том, какое впечатление вы производите и как, по вашему мнению, необходимо отвечать на вопросы, чтобы показать себя с выгодной стороны перед экспериментатором.

Обработка полученных результатов

Для расшифровки данных, которые используются в дальнейшем для интерпретации личностных характеристик тестируемого, применяется ключ. Если ответ испытуемого совпадает с ключом, ему начисляется определённое количество баллов, которые затем суммируются. В опроснике для оценки каждого фактора применяется несколько вопросов, разбросанных в произвольном порядке по тесту. Сумма баллов по таким вопросам в итоге даёт значение требуемого фактора.

Затем психолог-исследователь занимается тем, что трансформирует баллы в стандартные единицы или стены при помощи специальных таблиц. После этого специалист берёт биполярную шкалу и распределяет по ней стены на все шестнадцать факторов, которые в совокупности образуют то, что Кеттелл назвал профилем личности.

Будущее искусственного интеллекта

Если машины могут победить нас в играх, делает ли это их более умными, чем мы? Полученные в ходе исследования выводы по-прежнему довольно абстрактны и связаны с ограниченными и нереалистичными ситуациями. Так что чтобы определить, как этот подход может быть реализован и использован во благо общества еще только предстоит определить.

ИИ помогает нам, но в то же самое время потенциально может нести человечеству самую настоящую угрозу.

Но это исследование действительно продвигает наше понимание не только того, на что способен ИИ, но и того, как люди делают выбор и принимают решения. К тому же, оно показывает, что машины могут научиться управлять человеческим выбором, просто взаимодействуя с нами. Если задуматься, то настоящее исследование имеет огромный спектр возможных применений – от совершенствования поведенческих наук и государственной политики для улучшения социального благосостояния до понимания и влияния на то, какие пищевые привычки принимают люди или какие возобновляемые источники энергии используют. Более того, ИИ и машинное обучение могут быть использованы для распознавания уязвимостей людей в определенных ситуациях и помочь им избежать неудачного выбора.

Как пишет The Conversation ИИ можно использовать как и любую другую технологию – во благо и во вред, а значит грамотное управление развитием ИИ имеет решающее значение для обеспечения его ответственного внедрения. Интересно, что в 2020 году CSIRO разработала Этический кодекс ИИ для австралийского правительства с целью установления надлежащего управления ИИ. Так что можно считать, что первый шаг на этом сложном и не побоюсь этого слова, тернистом пути сделан.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сети Сити
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: