Игры на выбывание
После окончания группового турнира организаторы сформировали сетку плей-офф. Не известно, как они там химичили, но в одной ее части оказались только игроки, представляющие Украину и Россию, а в другой — два корейца, бельгиец и швед. И вместо схваток «наши против корейцев» пришлось наблюдать, как славяне выбивают друг друга. Думаю, и сами корейцы были не в восторге.
Четвертьфиналы проходили по системе best of five и сюрпризов не преподнесли. В следующий этап ожидаемо пробились MMA (одолел Feast’a со счетом 3:1), Zenio (3:1 против Naniwa), DIMAGA (3:2 против Pomi) и Kas (3:2 против White-Ra). Во время игр последней пары нам удалось пообщаться с ребятами из Румынии, которые специально ехали двадцать часов, чтобы увидеть великого ММА. Румыны были в восторге как от самого клуба, так и от турнира, и посетовали на то, что ничего подобного в их стране нет. «Я смог бы здесь жить», — так охарактеризовал Kiev Cybersport Arena один из наших новых знакомых.
► Сергей Родионов (RoX.KiS.Pomi) разыгрывается на сцене перед началом важных матчей.
В корейском противостоянии Zenio не смог остановить соотечественника ММА. Сунг Вон Мун, умело используя тайминговые выходы танков и пехоты, выиграл со счетом 3:0. Вторую путевку в финал в тяжелой борьбе добыл Дмитрий Филипчук (mTw.DIMAGA).
В последний турнирный день, помимо финала, состоялась встреча за бронзовые медали. Михаил Гайда (Empire.Kas) под громкие аплодисменты зрителей второй раз за турнир одолел Zenio — теперь победу Миши в группе случайностью уже не назовешь.
С учетом того, что весь чемпионат Kas отыграл с поломанной ногой (в интервью он жаловался, что боль мешает сосредоточиться), это достижение вправду можно считать удивительным. Невооруженным глазом видно, как этот игрок прогрессирует не по дням, а по часам. Мы считаем, что ему уже пришло время попробовать свои силы в Корее, где общий уровень оппонентов гораздо выше, а условия для тренировок — лучше.
► «Корейский десант» команды Team Liquid.
Кульминацией турнира стал финал между ММА и DIMAGA: болельщики и спортсмены задавались вопросом: под силу ли одному из сильнейших зергов Европы остановить великого корейского чемпиона? Недавний победитель GSL в одном интервью рассказал, что у него заготовлена бумажка с подробно расписанными тактиками на все пять финальных игр (если столько понадобится). Мало того, он даже может показать ее сопернику, но тот все равно ничего не поймет, поскольку не знает корейского.
► Легендарный MMA ожидаемо выиграл турнир в Киеве.
Первую финальную игру на карте Tal’Darim Altar кореец провалил. Как видно, слегка недооценил соперника. Зато в последующих трех ученик Boxer’a быстро подобрал нужные стратегии (постоянно удивляя при этом и противника, и нас составом своих армий) и легко победил со счетом 3:1.
|
Happy End
Сразу по завершении финала по StarCraft II было организовано награждение победителей в различных дисциплинах. Помимо хороших денежных призов, киевские финалисты получили свою путевку на мировые финалы IEM, которые пройдут в Ганновере c 6 по 10 марта.
Intel Grand Slam
Intel Grand Slam — серия турниров, за победы на которых можно заработать миллион долларов США. В нее входят такие ивенты, как Intel Extreme Masters, DreamHack Masters, ESL One и ESL Pro League. Проект был анонсирован в 2017 году на выставке E3 и стал реальностью в результате совместной работы ESL и Intel.
Чтобы получить $1,000,000 команде необходимо выиграть четыре чемпионата, входящих в специальное расписание Intel Grand Slam. Каждый из титулов должен быть завоеван в строгом промежутке из десяти последовательных событий. Когда с момента победы проходит десять турниров, она пропадает с актива борющегося за приз коллектива.
Триумфаторами первого сезона IGS стали игроки датской команды Astralis. Во втором сезоне верх одержали американцы из Team Liquid. Они, в отличие от датчан, сделали это за максимально короткий срок. На пути к миллиону TL выиграли четыре турнира подряд: IEM Sydney, DreamHack Masters Dallas, ESL Pro League S9 и ESL One Cologne. Заняло это у них чуть больше двух месяцев — 5 мая – 7 июля.
Ошеломительный успех Liquid заставил ESL пересмотреть правила победы на Intel Grand Slam. В новом сезоне участникам нужно или стать чемпионами на шести обычных турнирах серии, или на четырех, но тогда одно из соревнований должно попадать под выделенную категорию Masters Level. Сейчас особыми ивентами являются IEM Katowice 2020 и ESL One Cologne 2020. К ним могут присоединиться мейджоры, если ESL или DreamHack получат права на их проведение.
- Intel Grand Slam S1 — Astralis (gla1ve, device, Magisk, dupreeh, Xyp9x)
- Intel Grand Slam S2 — Team Liquid (nitr0, Stewie, NAF, EliGE, Twistzz)
Lanxess Arena
В августе этого года на Lanxess Arena планируется провести ESL One Cologne, один из трех турниров по Counter-Strike: Global Offensive в рамках ESL One. Арена была построена в 1998 году и является основной площадкой для проведения хоккейных и гандбольных матчей, боксерских поединков и концертов в немецком Кельне.
Вместимость арены составляет 20 000 зрителей. Арена сама по себе огромна, но даже при полностью заполненных трибунах, очередей ни на вход, ни на выход практически не бывает.
Стадион удачно расположен: в пяти минутах от вокзала.
Lanxess-Arena стала излюбленным местом немецких любителей спорта. Стадион принимал чемпионаты мира по хоккею два раза: в 2001-ом году и в 2010-ом. В 2007 году немецкая сборная по гандболу отпраздновала на этой арене победу на чемпионате мира. Из сколь-нибудь значимых соревнований по боксу отметим два поединка: Владимир Кличко встречался против немца Акселя Шульца и американца Леймона Брюстера и отпраздновал на ринге этой арены две победы.
На Lanxess Arena выступали такие звезды мировой поп-музыки, как: Леди Гага, Кэти Перри, Бритни Спирс, Мадонна, Рианна и другие не менее известные персоны.
Дата открытия стадиона: 1998 г. Где находится: Германия, Кельн. Сколько вмещает: до 20 000 чел. Какие турниры проводятся: ESL One Cologne. |
Успех спортивных мероприятий зависит от наличия современных арен. Так обстоят дела и с компьютерным спортом. Чем больше киберспортивных стадионов будет строиться или осваиваться, тем стремительнее будет рост. Конечно, содержать сугубо киберспортивные арены для многих невыгодно. Тем не менее, именно они остаются самыми удобными и эффективными площадками для проведения киберспортивных чемпионатов.
В следующий раз мы расскажем о строящихся киберспортивных аренах. В ближайшие три года планируется открыть еще одну кибер-арену в США, построить киберспортивный стадион на 15 тысяч мест на острове Хэнцинь, а обычный кинотеатр в Лондоне превратить в киберспортивный центр.
Турниры. Повышение конкуренции в киберспорте
Популярность стримов, рост аудитории и финансовые возможности приводят к росту количества турниров, а также призовых фондов. Вернее будет сказать, что это двусторонняя связь. Количество турниров также влияет на популярность дисциплин, а соответственно, присутствуя на турнирах, дисциплины находят больше поклонников и зрителей.
Для того чтобы понять, как увеличивалось количество турниров, мы рассмотрим табличку:
Dota 2 | CS:GO | LoL | StarCraft II | |
2015 | 125 | 300 | 154 | 187 |
2014 | 106 | 146 | 173 | 182 |
2013 | 90 | 100 | 160 | 147 |
Источник esportsearnings.com
Несмотря на небольшое снижение количества турниров по League of Legends, в остальных дисциплинах наблюдается рост. Особенно сильно это заметно в CS:GO: количество турниров по нему в 2015 году увеличилось в 2 раза!
Также растут и призовые фонды турниров. За последний год присутствует небольшое снижение в League of Legends, StarCraft II, однако глобальный рост призовых фондов у CS:GO и Dota 2. Это позволяет открыто заявить, что самые успешные киберспортивные проекты сегодня находятся на попечении Valve.
Dota 2 | CS:GO | LoL | StarCraft II | |
2015 | 31,046,865 | 5,841,976 | 7,640,674 | 2,912,547 |
2014 | 16,494,586 | 1,935,451 | 7,990,954 | 3,386,415 |
2013 | 4,488,961 | 1,162,678 | 6,100,970 | 3,736,865 |
Источник esportsearnings.com
Как мы можем заметить, у проектов Valve призовые фонды удвоились (Dota 2) и утроились (CS:GO). StarCraft II в свою очередь переживает не лучшие времена: последние три года, его призовые фонды уменьшаются (от 300 до 400 тыс. долларов в год), несмотря на то что количество турниров растет.
Касательно League of Legeds сказать сложно. В 2015 moba-игра от Riot пережила небольшой спад, однако в ближайший год все также может измениться. В 2012 году, LoL получил колоссальное развитие: призовой фонд увеличился практически в 10 раз (с 490 тыс. до 4.2 млн.).
Помимо крупных турниров, интенсивно развиваются регулярные (еженедельные, ежедневные) турниры на таких ресурсах как Faceit, Toornament, XFire. Турнирные онлайн-платформы дают возможность поклонникам киберспорта попробовать свои силы на более серьезной конкуретной основе, чем ладдерная система.
Доход от турниров малой величины в 2015 составил 27,7 млн. долларов, а их популярность просто зашкаливает. За прошедший год на турниры зарегистрировалось более семи миллионов игроков. Ярким примером популярности служит Faceit: 1.8 млн. зарегистрированных игроков и 1,500 турниров каждый месяц.
Также, помимо классических дисциплин, постепенно втесняются и развиваются другие: Call of Duty, Vainglory, StreetFighter, Smite и пр.
Среди описанных факторов трудно выделить что-то одно, однако в итоге аудитория за последний год сильно увеличилась, и стоит полагать, что 2015 года был самым плодоносным для киберспорта за последние 15 лет. И это касается призовых фондов, количества турниров и аудитории.
Количество турниров | Призовой фонд ($) | |
2015 | 4444 | 65,017,976 |
2014 | 2640 | 36,697,723 |
2013 | 1892 | 20,486,253 |
2012 | 1699 | 13,464,864 |
2011 | 1491 | 9,938,144 |
2010 | 814 | 5,525,589 |
2009 | 562 | 3,652,611 |
2008 | 432 | 6,353,675 |
2007 | 353 | 6,443,681 |
2006 | 299 | 4,562,399 |
2005 | 260 | 3,807,190 |
2004 | 176 | 2,219,203 |
2003 | 114 | 1,486,174 |
2002 | 39 | 854,003 |
2001 | 44 | 842,806 |
2000 | 49 | 670,505 |
*(в призовой фонд esportsearnings.com вошли не только премиум-турниры)
Из всего этого можно заключить одно: сегодня киберспорт является одной из самых перспективных и привлекательных областей для инвестиций. В данной сфере имеются большие тенденции для развития аудитории и конкуренции. За последние 15 лет размер призового фонда (годового) падал лишь однажды: в 2009 году, после мирового экономического кризиса, а количество турниров продолжает расти с 2002 года.
Статистические данные предоставлены аналитическим агентством SuperData Research и esportsearnings.com
Tekken 7
Tekken 7 – еще один файтинг, которому удалось стать киберспортивной дисциплиной, причем популярной на просторах нашей необъятной. Так, в мае 2021 года прошел чемпионат России по компьютерному спорту-2021, куда был включен Теккен, и победителю досталось 250 тысяч рублей. В 2020 году проходили эти же соревнования, и жанр «файтинг» также представлял Tekken 7.
Игра продолжает серию олдскульных файтингов 1994 года, с которой многие наверняка познакомились на первых приставках семейства PlayStation. Седьмая часть вышла в 2017 году на движке Unreal Engine 4 и способна порадовать сложными, но зрелищными поединками, а по популярности игра ничуть не уступает тому же Mortal Kombat.
Июнь. Скандал с домогательствами
Team Secret начали доминацию еще в мае, а в первый месяц лета выигрывают еще три турнира по Dota 2 – ESL One Birmingham, BLAST Bounty Hunt и BEYOND EPIC. В Америке два трофея на счету Quincy Crew, которые подписали бразильского оффлейнера Lelis.
В CS:GO главным событием становится финал весеннего сезона BLAST Premier, который выигрывают compLexity и EG. NAVI побеждают на втором RMR-турнире в СНГ WePlay! Clutch Island.
Однако все затмевает серия скандалов с обвинениями в домогательствах. Без работы моментально остаются несколько известных комментаторов, в том числе GranDGranT и легендарный TobiWAN. Оба завершают карьеру в киберспорте. Стримерша Lesstra обвинила профессионального игрока в Лигу Легенд Kinzu в попытке изнасилования, но его клуб после расследования отказался от санкций ввиду отсутствия доказательств.
Riot Games анонсируют серию турниров по новому шутеру VALORANT, который вышел в начале месяца. Один из чемпионатов в июле проведет WePlay!, всего в разных регионах пройдут 26 ивентов с общим призовым фондом более $500,000.
«Мыши» в финской мышеловке
► Natus Vincere в родных стенах просто не имели права на ошибку.
В первом же А-матче Na’Vi, недавно поменявшие капитана (вместо Даниила Тесленко (Zeus) новым ингейм-лидером стал Сергей Ищук (Starix)), поломали неприятную для себя традицию. DTS проиграли ряд первых раундов, что пошатнуло уверенность Ангела и Ко в собственных силах, и команда, что называется, «посыпалась»: Na’Vi выиграли со счетом 16:0 на de_train. От такого разгрома DTS не сумели оправиться, и к уже зарубцевавшимся шрамам от разгромов на недавнем чемпионате в Корее прибавилась новая рана: три поражения и последнее место в группе.
В параллельном шведском противостоянии на de_mirage победили SK (16:11), хотя представитель LionsЭмиль Карлсон (FYRR73) дрался буквально «как лев», отстаивая честь команды (22 фрага на 10 смертей).
После того как SK обошла Na’Vi на de_dust2 (16:12), стало ясно, что судьба второй путевки в полуфинал решится в поединке между «рожденными побеждать» и Lions. На de_tuscan, счастливой для «львов» карте, украинцы разорвали соперника в клочья (14:1) в первой половине. Борьбы не получилось. Победа с итоговым счетом 16:3 — и Na’Vi продолжают борьбу в стадии плей-офф.
► Moscow Five — на сегодняшний день лучшая команда нашей страны.
В группе B после чрезвычайно напряженных встреч Moscow Five — mousesports (15:15) и Fnatic — WinFakt (12:15) «фанатики» неожиданно легко прибили «мышек» (16:6 на de_inferno), что, кажется, удивили даже самих шведов, ведь, со слов Расмуса Сталя (GuX), они на тренировках постоянно уступали немцам на этой карте.
В последнем туре для выхода из группы немцам необходимо было разбить финнов и надеяться, что шведы разделаются с М5. Но чудесного спасения не произошло, хотя Fnatic победили наших парней на de_train со счетом 16:12. Зато сами «мышки» неожиданно для всех сдали de_tuscan. Победа WinFakt со счетом 16:04. Fnatic вышли с первого места, Moscow Five — со второго.
Основные события
22:10 Чемпионат подошел к своему логичному завершению. Завтра мы подведем все итоги и расскажем об интересных моментах, которые запомнились нам особенным образом.
22:05 Нам, пожалуй, пришлось наблюдать самую быструю Bo5-серию в гранд-финале крупного чемпионата. Напомним что призовой фонд IEM Katowice 2020 составил $500,000, а NAVI обыграли оппонентов со счетом 16-4, 16-13 и 16-2. «Рожденные побеждать» заняли первое место и получили денежный приз размером в $250,000. G2 в свою очередь, став серебряным призером, заработали $100,000.
21:55 Natus Vincere второй раз за гранд-финал закрывают первую половину со счетом 14-1!
21:50 С первого раза у s1mple не вышло зарезать оппонента. Но ничего! Он не растерялся и смог реализовать ножевое убийство со второй попытки!
21:45 NAVI демонстрируют next-level play какой-то. Счет уже 7-1!
21:30 Третья карта началась! Напомним, что Mirage — это выбор G2 Esports. Они, к слову, начинают за сторону атаки. На второй карте французы сыграли намного лучше. Будет ли это 2-1? Скоро узнаем!
21:10 NAVI совершили крутой камбек со счетом 2-7 и победили на Dust 2 с результатом 16-13! Они находятся в шаге от того, чтобы поднять над головой кубок победителя Intel Extreme Masters Katowice 2020!
21:00 G2 уже сократили свою дистанцию с Natus Vincere до минимума! Счет 13-12 в пользу NAVI. Этот Dust 2 рискует вывести игру вничью!
20:45 Natus Vincere смогли собраться и вырваться вперед! Счет уже 9-8 в пользу NAVI. В этот раз игра для «Рожденных побеждать» более трудная.
20:15 Dust 2 начинается отлично для G2 Esports. Французы ведут уже со счетом 5-2. G2 начали за сторону защиты.
19:45 Первая карта завершилась со счетом 16-4 в пользу NAVI. Следующая карта Dust 2, которую выбрали Natus Vincere. Напомним что эта карта одна из лучших как для NAVI, так и для G2 Esports.
19:35 Второй пистолетный раунд отправляется за NAVI и счет уже 15-1!
19:25 Девятый раунд Natus Vincere взять не смогли и счет теперь 8-1. Несмотря на это, раунд был очень красивым и в конце flamie убил прострелом оппонента, после чего не хватило доли секунды на дефьюз бомбы.
19:10 Старт у Natus Vincere выдался очень хороший. Четыре раунда к ряду уже взяли представители «Рожденных побеждать»!
19:05 Матч начался! Первой картой стала Nuke. Ее выбрали G2. NAVI стартуют за сторону защиты.
18:55 Команды уже выходят на сцену! Скоро начнется жаркая битва! До старта матча осталось совсем немного. Самое время подключаться!
18:30 Мы уже готовы смотреть финальный матч! Напомним, что главный денежный приз составит $250,000! Трансляция начнется уже через 10 минут.
ESL Pro League
28 апреля 2015 года ESL в сотрудничестве с ESEA объявили о запуске профессиональной лиги по CS:GO. На кону стояли серьезные деньги: на первые два сезона организаторы выделили один миллион долларов США
Это сразу привлекло внимание лучших команд из Европы и Северной Америки, и помогло ESL Pro League занять твердую позицию в экосистеме турниров Global Offensive
Каждый сезон EPL проходит в два этапа: региональные отборочные и LAN-финал. Призовые деньги разыгрываются в обеих стадиях соревнования. Так, например, в первом сезоне ESL отдали по $125,000 для европейского и северноамериканского дивизиона, а в оффлайне — $250,000. В сумме получалось по полмиллиона призовых за сезон.
С 2016 года лига стала называться ESL Pro League, уменьшив вовлеченность ESEA в проекте. Общий призовой фонд, включая каждую фазу проведения, вырос до $750,000. Начиная с пятого сезона организаторы увеличили ставки до $1,000,000. Вместе с этим на EPL стали появляться новые дивизионы: Азия, Океания и Южная Америка.
Впрочем, со временем ESL задумались о затратности столь масштабного события и вернулись к отметке $750,000 за сезон. Команды с пониманием отнеслись к изменению, ведь квалификационные матчи в Европе и Америке стали проводиться в режиме LAN. Перемены не затронули менее популярные регионы: тамошние участники продолжают соревноваться в онлайне.
На момент написания статьи ESL Pro League достигла десятого сезона. Общий призовой фонд турнира составляет $750,000. Из них $600,000 уходят на финальную часть чемпионата, по $60,000 и $62,000 достаются европейским и североамериканским коллективам соответственно, и по $14,000 — восточным регионам.
- ESL ESEA Pro League S1 — $500,000
- ESL ESEA Pro League S2 — $500,000
- ESL Pro League S3 — $750,000
- ESL Pro League S4 — $750,000
- ESL Pro League S5 — $1,000,000
- ESL Pro League S6 — $1,000,000
- ESL Pro League S7 — $1,000,000
- ESL Pro League S8 — $1,000,000
- ESL Pro League S9 — $750,000
- ESL Pro League S10 — $750,000
NAVI и s1mple
Natus Vincere настолько известны своей нестабильностью, что среди заядлых ставочников есть внегласное правило: “Не ставь на NAVI, не ставь против NAVI”. Natus Vincere не оставляют равнодушным никого из любителей киберспорта. Этот клуб зрители либо любят, либо ненавидят. И тех, и других есть в достатке как у, собственно, самой организации, так и у некоторых отдельно взятых игроков CS:GO-состава, в частности s1mple. Киберспортсмен по праву считается одним из лучших CS:GO-игроков мира и что самое главное, Александр Костылев доказывает это на протяжение долгого времени. К примеру, в 2016 году он занял 4 место в списке лучших игроков года по версии HLTV, в 2017 году — 8, а в 2018 году и вовсе стал лидером. Большинство зрителей думало, что s1mple займет первое место и в следующем году, однако к его сожалению HLTV присудили игроку второе место, разместив ZyWoo на вершину пьедестала. Киберспортсмен заявил, что он не просто не расстроился, а еще и теперь имеет мотивацию на хорошие выступления в 2020-м дабы занять лидерскую позицию вновь. Собственно, то, что мы можем наблюдать в последних чемпионатах, говорит о том, что Александр не был голословен. Мало того, что s1mple показывал лучший результат в групповой стадии ESL Pro League Season 12 и в Группе B BLAST Premier Fall Series 2020, так он еще и имеет лучший рейтинг за несколько месяцев, о чем мы писали в одном из материалов. Почитать об этом можно тут (/counterstrike/news/3574/s1mple-has-the-best-result-in-the-hltv-rating-over-N16V-lmHt). Выступление NAVI в BLAST Premier Fall Series 2020 оказалось интересным и не самым гладким. Сначала они обыграли NiP с результатом 2-0, а потом проиграли в борьбе с OG. Второе противостояние с NiP увенчалось успехом для Natus Vincere с результатом 2-1, а финальный поединок с OG завершился тем, что NAVI взяли матч-реванш. Команда заняла первое место в своей группе и получила инвайт на BLAST Premier Fall Series 2020 Finals. Могут когда хотят, а хотят, судя по всему, не всегда
В IEM Beijing Online 2020 Europe за чемпионство можно получить денежное вознаграждение размером в $60,000 и что также важно — приглашение на IEM Global Challenge 2020 с призовым фондом в $500,000. Такой приз однозначно может мотивировать Natus Vincere и мы сможем посмотреть на хороший перформанс от NAVI и увидеть их в плей-офф
Особенно если учесть, что в первом бою они сразятся с MAD Lions, а в случае триумфа сыграют с победителем встречи Complexity vs Fnatic.
Претенденты на «золото»
По составу участников киевский IEM превзошел ESWC и WCG вместе взятые. За исключением поляков из ESC, которые ухитрились проиграть онлайновые отборочные, в Киев приехали все сильнейшие команды мира. Именно поэтому каждый матч (даже на групповой стадии) обещал быть интересным и заслуживал пристального внимания.
Основными претендентами на титул чемпиона числились SK Gaming и Na’Vi. Остальные шесть команд были примерно одного уровня, разве что DTS, которых недавно покинул Тарас Войтенко (craft1k), и финны WinFakt с двумя новыми игроками (allu и H^N) выглядели чуточку слабее остальных.
► Молодой и перспективный состав финской команды WinFakt.
За несколько дней до начала турнира жеребьевка определила в группу А шведские SK Gaming (f0rest, Get_RiGhT, face, Delpan, RobbaN) и Lions (Threat, Khrystal, FYRR73, Zneel, Niko) и украинские Na’Vi и DTS (Angel, Xaoc, Kucher, pops, hooch), а B составили mousesports, Fnatic (Friis, cArn, pita, Xizt, GuX), Winfakt (Lurrpis, aslak, Basic, allu, H^N) и Moscow Five (Dosia, Edik, Fox, Xek, Romjke). Если в первой группе основную интригу обещало украинско-шведское противостояние, то во второй собрались примерно равные по силам коллективы из разных стран, а это уже интрига!
Но, несмотря на явных фаворитов (SK, Na’Vi), именно группа А могла подарить нам самую вкусную сенсацию. Если в итоговой победе Schroet Kommando над DTS и Lions мало кто сомневался (нужно отдать SK должное, они почти никогда не проигрывают тем, кто значительно ниже их уровнем), то Na’Vi легко могли дать маху. В прошлом году «рожденные побеждать» досадно уступили «львам» на зимнем DreamHack_Winter_2011. А DTS и вовсе стали «черной немезидой» для Na’Vi — в последнее время побеждают их раз за разом.
► Шведская команда Lions так и не смогла на этом турнире прыгнуть выше головы.
Из второй группы мог выйти кто угодно. В прошлом году шведы Fnatic чередовали отличные игры с полными провалами (как на ESWC против Alternate), финны WinFakt очень зависели от настроения, а mousesports с двумя датчанами в составе испытывали явные проблемы с внутриигровой коммуникацией (датчане плохо владеют немецким). На общем фоне наши ребята из Moscow Five выглядели очень солидно, ведь команда уже успела сыграться одним составом и в последнее время показывала отличные результаты (победа на MSI Beat It и бронза WCG).
Серии и организаторы турниров
Общий уровень, качество организации и престижность турнира напрямую зависят от его организатора.
IEM (Intel Extreme Masters)
Это серия турниров, берущая своё начало с 2007 года. Она стремительно набрала популярность и стала главной турнирной серией Counter-Strike с 2008 по 2012 год.
Эта серия славится высоким уровнем турниров: призовой фонд в размере 250-500 тысяч долларов, сильнейшие коллективы-участники, хорошая организация и большое количество зрителей.
ESL (Electronic Sports League)
ESL – крупнейшая киберспортивная компания во всем мире организованная в 1997 году. Под её руководством проходит сразу несколько серий турниров.
Esl One
Популярная серия турниров, проходящая под началом компании ESL. Только в 2020 году будет проведено два события с призовыми фондами в 1 миллион долларов, один из которых является мажором, который даст командам возможность не только заработать деньги, но и получить статусы «легенд» или «претендентов».
Серия была основана в 2014 году, а в 2016 уже свой первый официальный мажор.
Starladder
Это украинская компания, успешно организующая турниры с 2012 года. Ей принадлежит три серии турниров:
- StarSeries
- ProSeries
- AMSeries
Starladder организует много крупных событий, их призовые фонды составляют от 200 тысяч до 1 миллиона долларов. Ярким примеров такого события служит Берлинский Мажор 2019, ставший одним из главных турниров года.
Как и ESL, Starladder – это крупная компания, которая занимается организаций турниров не только по CS:GO, но и по другим киберспортивный дисциплинам.
Blast Pro Series
Эта серия была основана недавно, в 2017 году. За три года в рамках серии было проведено 11 крупных событий с призовыми фондами от 250 до 500 тысяч долларов. А в 2019 году она прекратила своё существование, и на её замену пришла Blast Premier.
Blast Premier
Blast Premier берет начнется 31 января 2020 года с события Spring 2020 Regular Season, призовой фонд которого составит 300 тысяч долларов.
DreamHack
DreamHack организует крупнейший в мире компьютерный фестиваль, где собирается много людей, чтобы посмотреть на концерты и соревнования по цифровому искусству и играм.
Компания организует турниры среднего и высокого уровня. Средний призовой фонд составляет 100 тысяч долларов. Уровень событий ниже, чем у ESL или Starladder, но это компенсируется их количеством. Только за 2019 год было проведено более 12 турниров.
Epicenter
Серия начала своё начало с турнира с призовым фондом в 490 тысяч долларов, проведенного в 2016 году. С тех пор каждый год в Москве проводится один крупный турнир в рамках этой серии.
Epicenter привлекает сильнейшие коллективы мира, имеет высокий уровень организации и стабильно собирает много как Российских, так и иностранных зрителей, хотя и не может соперничать с такими гигантами, как ESL или StarLadder.
WESG
Это серия турниров, особо популярная в Китае. Её организатором является AliSports, дочерняя компания Alibaba Group. Ежегодно по всему миру проводятся небольшие турниры, победители которых попадают на главное событие World Finals, имеющее призовой фонд от 500 тысяч до 1.5 миллионов долларов.
GG.Bet
GG.Bet – это платформа для ставок на турниры по CS:GO, которая периодически спонсирует проведение турниров.
Обычно это небольшие события, в которых участвуют малоизвестные коллективы, а призовой фонд составляет несколько десятков тысяч долларов.
Февраль. Первые тревожные нотки
В начале месяца появляются коронавирусные проблемы. Пока только в Китае – на неопределенный срок приостановлена LoL Pro League, отменена киберспортивная олимпиада WESG, а местные команды не могут провести матчи Overwatch League на домашних стадионах.
До Европы эхо коронавируса долетит только в конце месяца. Регулярный сезон весенней части BLAST Premier по CS:GO прошел без проблем, а вот финальные матчи Intel Extreme Masters XIV World Championship состоялись уже без зрителей на пустой Сподек Арене. NAVI с новичком в лице Perfecto неожиданно стали чемпионами, разгромив Astralis (16:5, 16:5) и G2 (16:4, 16:13, 16:2).
Главным событием в Dota 2 стал переход Zayac в Virtus.pro. Игрок нашел лазейку в контракте и ушел из NAVI без какой-то финансовой компенсации, а руководители команд устроили битву видеоблогов на эту тему. Обе команды выиграли путевки на ESL One Los Angeles Major, но в ходе отборочных друг с другом не встретились. После скандала боссы топ-клубов региона анонсировали встречу по вопросам трансферов.
G 2 Kovacs
Что общего между фамилией Ковач в ростере европейской команды и цифрой 2 в наименовании организации “G2 Esports?” — значение и того, и другого приравнивается к двум. Никола Ковач пришел в коллектив и занял место Одрича ‘JaCKz’ Джага, что положительно сказалось на перформансе G2 Esports. Главной мотивацией перехода NiKo в G2 конечно же стала возможность играть со своим кузеном huNter-. Никола дал интервью, в котором признался в этом, а прочесть интересные вырезки из этого интервью вы можете в нашем материале (/counterstrike/news/4253/niko-the-main-motivation-behind-the-move-to-g2-esp-V1WSYMFdY). В последнем чемпионате было видно как NiKo и huNter- хорошо взаимодействуют друг с другом, потому многие фанаты G2 уже предвкушают их рост. Хоть выступления Николы Ковача раз на раз не приходятся и иногда оставляют желать лучшего, но все же он иной раз и в самом деле выдает отличную результативность. Например в финале BLAST Premier Fall Series 2020, сыгранном против Astralis, NiKo выступил с рейтингом 1.51. Чего же ожидать теперь от G2 Esports? Лично мы ожидаем от них как минимум выхода в плей-офф. Европейцам попался относительно легкий путь к заключительной стадии. В первом поединке им будет необходимо обыграть NiP, а во втором — победителя Heroic vs North. На наш взгляд достижение поставленной задачи дастся игрокам без проблем, ведь, как уже давно известно, один Ковач — хорошо, а два — лучше.
Американо-французские баталии
Мало кто ожидал увидеть эту игру в списке дисциплин Intel Extreme Masters Global Challenge Kiev, но Riot Games вовремя подсуетились — и вот он, результат. Вместе с восемью командами-участницами турнир посетили и представители компании-разработчика — они помогали решать технические вопросы и принимали участие в комментировании матчей. Система проведения была аналогична той, с которой мы уже знакомы по CS, — восемь команд, две группы и дальше single best of 3. Официальный русскоязычный стрим от ESL вел известный комментатор DotA — Виталий Волочай (v1lat).
► На игры по League of Legends собиралось много зрителей, хотя показалось, что не все понимали, что происходит на большом экране.
Из группы А прогнозируемо вышли фавориты, американцы TSM (Chaox, Reginald, Chu, TheOddOne, Westrice, TheRainMan,Xpecial) и интернациональный состав SK Gaming (ocelote, CandyPanda, kev1n, Nyph, SleazyWeazy). Не засверкала сенсациями и В, из которой квалифицировались наши Moscow Five (Alex_ich, Diamondprox, eudarien, Genja, GoSu Pepper) и американцы Dignitas (Scarra, L0CUST, Imaqtpie, I Will Dominate, Voyboy) — эти в последнее время показывали себя неплохо.
► Как американцы из Team Dignitas ни пытались одолеть наших ребят, все тщетно.
Как далеко зайдут Virtus.pro?
Virtus.pro стала одной из восьми избранных команд, которые получили прямые приглашения в групповую стадию, минуя Play-In. Jame и его товарищам по команде удалось прийти к такому результату благодаря достижениям, полученных во время рейтингового сезона и заработанным очкам ESL Pro Tour. В Европе коллектив расположился на четвертом месте, уступив Gambit, NAVI и Heroic, но оказался выше Astralis и G2. Это позволило Virtus.pro на напрягаться, играя на Play-In, и сразу выйти в групповую стадию, но оправдано ли это действиями и смогут ли Virtus.pro зайти так далеко, чтобы порадовать своих фанатов и себя в том числе?
На данный момент в мировом рейтинге от HLTV команда располагается на 6 позиции. Ранее ростер занимал 5 строчку, но уступил позицию device и его товарищам из NiP. Недавно Virtus.pro выступили на Intel Extreme Masters Summer 2021 и не смогли преодолеть четвертьфинал после того, как вышли в плей-офф. Team Vitality не дали Jame и его товарищам взять ни одной карты.
Мы не видим никаких предпосылок для успешного выступления VP в предстоящем чемпионате, однако в это же время Virtus.pro могут и иметь такой козырь в своём рукаве в виде фактора неожиданности. Тогда, как от них соперники могут не ожидать больших нововведений в тактическом спектре Virtus.pro, последние могут подготовиться к чемпионату и выйти в топ-4, чего бы нам хотелось увидеть. Правы мы или нет увидим уже совсем скоро.