Ближайшие перспективы отрасли
Несмотря на проблемы потребителей и производителей электроники, вызванные дефицитом чипов, полупроводниковая индустрия рапортует о росте продаж и полной загруженности производственных линий.
В «Сколтехе» с помощью высокопроизводительных вычислений создали ранее неизвестные материалы
Интеграция
По словам Харлана Сура (Harlan Sur), аналитика J.P. Morgan, последний квартал 2020 г. стал первым, когда все производители микросхем не только выполнили, но и превзошли все квартальные прогнозы. Так, в AMD ожидают очень мощного старта в 2021 г. вместе с анонсом новых процессоров для ноутбуков и центров обработки данных. В Qualcomm также ожидают хороших квартальных результатов – несмотря на прогнозируемый дефицит.
По мнению Кристофера Ролланда (Christopher Rolland), финансового аналитика компании Susquehanna, к весне дефицит чипов только усилится, при этом сроки исполнения заказов на поставку полупроводников могут выйти за пределы «опасной зоны» в 14 недель и превысить максимальные сроки, зарегистрированные во времена последнего «бума чипов» в 2018 г.
По мнению аналитика, оценка краткосрочных перспектив для производителей полупроводников на фоне ажиотажного спроса и роста акций может выглядеть привлекательной – тем более, что большинство аналитиков рынка производят оценку развития рынка только на несколько ближайших кварталов. Тем не менее, в долгосрочной перспективе эта тенденция может стать неуправляемой и иметь неприятные последствия даже для поставщиков чипов.
По словам Ролланда, для полупроводниковой индустрии еще памятны события трехлетней давности. Тогда на рынке образовался кризис перепроизводства вследствие больших складских запасов, которые заказчики, напуганные «бумом чипов» 2018 г., делали для удержания низких цен. В итоге произошел резкий обвал спроса, оставивший производителей с огромными запасами и резко упавшим курсом акций, при этом перенасыщение рынка отразилось на Nvidia, Micron Technology, AMD и других крупных игроках отрасли.
Компании, в которых помнят об обвале конца 2018 г., стараются избежать нового обвала и по-своему противостоят проблеме дефицита. Так, в середине февраля 2021 г. CNews рассказал о планах Nvidia отключить в некоторых игровых видеокартах линейки GeForce поддержку ряда функций для майнинга криптовалют чтобы выровнять ситуацию с дефицитом карт на мировом рынке.
Огонь, вода и кремниевые чипы
Чем технологичнее автомобиль, тем больше в нем скрывается полупроводников. В прошлом году из-за пандемии и кризиса спрос на автомобили резко сократился. Как следствие, производители перестали закупать микрочипы в привычном объеме. В свою очередь, заводы, которые занимались сбором полупроводников и выращиванием для них кремниевых кристаллов, тоже приостановили свою деятельность.
Когда промышленность начала возвращаться к жизни, стало ясно, что производство чипов не успевает за спросом. Дело в том, что на создание одного полупроводника тратится до шести месяцев и большая часть этого срока уходит на выращивание кристалла. Таким образом, если сборочный завод может запуститься в течение нескольких дней и уже выдавать готовую продукцию, то экспортер микрочипов вынужден ждать, когда «созреют» полупроводники.
Чипирование отменяется
Изготовление микросхем на заводе
Фото: РИА Новости/Максим Блинов
При этом эксперты отмечают, что для возобновивших работу заводов полупроводников автомобильная промышленность является далеко не приоритетным заказчиком. В первую очередь новые полупроводники поступают производителям смартфонов, игровых консолей и другой бытовой электроники, поскольку они, как правило, более прибыльные клиенты.
По данным Goldman Sachs, дефицит полупроводников достиг 20% и затронул около 169 отраслей промышленности — от производства стальных изделий и готовых бетонных смесей до производителей кондиционеров, холодильников и пива. От кризиса чипов пострадало даже производство мыла. Банкиры считают, что только в США из-за последствий мировой нехватки чипов ВВП может снизиться на 1% в 2021 году.
В сложившейся ситуации некоторые автопроизводители, пишет The New York Times, начали резервировать чипы для более дорогих моделей, которые приносят больше прибыли.
«Мы пытаемся найти разумный способ расставить приоритеты для автомобилей с более высокой маржинальностью», — заявила в четверг аналитикам Клотильда Дельбос, заместитель генерального директора Renault. В свою очередь, генеральный директор Renault Лука де Мео сообщил акционерам, что нехватка полупроводников может привести к падению объема производства в этом году по меньшей мере на 100 тыс. автомобилей.
В Германии тысячи рабочих были отправлены в отпуск на неопределенное время, поскольку заводы Volkswagen и Mercedes были вынуждены прекратить производство. Fiat замедлил выпуск автомобилей на своем бразильском заводе в Бетиме, фабрика Peugeot Citroen в Ренн-ла-Жанэ во Франции, где заняты 2 тыс. человек, также работает не в полную силу.
По данным Bloomberg, Mitsubishi сократит выпуск автомобилей в мае на 16 тыс. штук. Какие именно модели будут приостановлены в производстве, в настоящее время неясно, но, по данным источников, больше всего кризис коснулся заводов в Окадзаки и Мидзусиме.
Чипирование отменяется
Завод по производству автомобилей Mitsubishi
Фото: Global Look Press/Michael Kappeler
Наталья Трынко, руководитель PR-группы «Jaguar Land Rover Россия», отмечает, что ситуация вынудила компанию скорректировать производство и остановить несколько заводов.
«Jaguar Land Rover, как и другие автопроизводители, испытывает влияние ситуации с распространением COVID-19 на свою сеть поставок, включая глобальную ситуацию с полупроводниками/микрочипами, что, в свою очередь, сказывается на производственных планах и наших возможностях удовлетворить спрос на некоторые автомобили», — сказала она.
Как сообщила Трынко, заводы в Касл-Бромвиче и Хейлвуде «встали на прикол» с 26 апреля, но завод в Солихалле продолжит работу. Компания планирует вернуться к производству в полном объеме сразу, как это станет возможно.
Тем временем китайский автопроизводитель Geely Motors утверждает, что уже решил проблему с полупроводниками.
«Проблема нехватки микрочипов в некоторой степени отразилась и на продуктах Geely, представленных на российском рынке, однако к настоящему моменту трудности преодолены. Geely Automobile контролирует ситуацию и работает над обеспечением бесперебойной поставки микросхем», — отметили в пресс-службе компании.
О стоимости обучения
— Стоимость обучения в нашем университете устанавливается министерством образования, и мы обязаны следовать этой стоимости. Стоимость на некоторые технические инженерные специальности составляет 112 тысяч рублей в год. Мы говорим, что у нас недостаёт инженеров, что нам нужно как можно больше принимать абитуриентов на инженерные специальности, а стоимость обучения в два раза выше, чем на остальные специальности. Кто же на них пойдёт? Поэтому мы были вынуждены в последние годы уменьшать эту стоимость и брать эти затраты на себя. А какие применить меры, чтобы уменьшить количество поступающих на экономические, юридические, управленческие специальности? По закону мы не можем просто сказать: мы не будем у тебя принимать документы. На бюджетные места (а там их немного) мы приняли всех студентов, а на внебюджетные установили так называемые заградительные цены. Установили такую стоимость высокую, которая просто отпугнула многих.
Кому война, кому мать родна
В настоящее время, по данным MarketWatch, акции большинства производителей полупроводников взлетели до исторического максимума. Так, биржевой индекс PHLX Semiconductor, который отслеживает десятки акций крупнейших производителей чипов, вырос за последние 12 месяцев более чем на 65%. Для сравнения: индустриальный индекс S&P 500 вырос за то же время на 17%, высокотехнологичный индекс Nasdaq Composite – на 43%.
Ажиотажный спрос на чипы может обернуться неконтролируемым ростом цен на электронику
По словам Марибель Лопес (Maribel Lopez), ведущего аналитика Lopez Research, полупроводниковая индустрия столкнулась с ситуацией «идеального шторма», который вряд ли пойдет на спад в ближайшее время.
По мнению Лопес, тенденция к уменьшению габаритов чипов, чрезвычайно усложнившая процесс их производства, совпала по времени с повышенным спросом на электронику в период пандемии, что в итоге отразилось на нестабильности всей цепочки производства и поставок полупроводников.
Изменение биржевого индекса полупроводниковой индустрии PHLX Semiconductor
В итоге общая нестабильность поставок микросхем затронула и автомобильную отрасль. В январе 2021 г. CNews уже рассказывал о планах Nissan, Toyota и Volkswagen по сокращению производства. Недавно информационное агентство Bloomberg со ссылкой на данные Moody’s Investor Service сообщило, что о прекращении производства ряда моделей из-за нехватки полупроводников объявили General Motors и Ford Motor.
Рост затрат на закупку дефицитных чипов на фоне и без того низкой маржи в автоиндустрии может привести к тому, что прибыльность General Motors по итогам 2021 г. может рухнуть до 3,4%, а у Ford Motor и вовсе сократиться до 1,8%.
Для General Motors годовое падение валовой выручки по сравнению с 2020 г. может достигнуть 30%, или порядка $2 млрд, для Ford потери выручки могут составить порядка $2,5 млрд, отмечают эксперты Moody’s Investor Service. В штучном выражении только автопроизводители из США могут недопоставить по итогам I квартала 2021 г. до 350 тыс. автомобилей, при этом проблемы отрасли также могут перекинуться на второй квартал.
Причина дефицита
Причиной дефицита полупроводников в отрасли автомобилестроения стала переориентация чипмейкеров на производителей потребительской электроники – смартфонов и ПК – весной 2020 г., когда из-за начала пандемии COVID-19 продажи новых автомобилей резко сократились, пишет ABC News, со ссылкой на неназванных представителей индустрии автомобилестроения.
Композитный ИИ: что это такое и зачем он нужен?
Искусственный интеллект
Мировые производители транспортных средств были вынуждены закрыть заводы, чтобы предотвратить распространение коронавируса. Быстрое восстановление автомобильного рынка после возвращения производственных линий к работе оказалось неожиданностью для чипмейкеров, поэтому производственные планы не были скорректированы заранее, что и привело к дефициту полупроводников в автомобилестроительной отрасли.
Как отмечает вице-президент центра автомобильных исследований в Мичигане Кристин Джичек (Kristin Dziczek), тревожные признаки грядущего дефицита электронных комплектующих можно было наблюдать еще полгода назад. По ее словам, автопроизводителю требуется от шести до девяти месяцев на то, чтобы получить чипы через сложную сеть поставщиков. Эксперт считает, что проблема носит краткосрочный характер.
«Может очень существенно сказаться на отрасли»
Общемировой кризис уже начал сказываться на поставках автомобилей российским дилерам. Андрей Каменский, директор по маркетингу АГ «Авилон», подтверждает, что кризис уже сказывается на бизнесе и доступности моделей различных брендов.
«Нехватка автомобильных микрочипов действительно влияет на рынок. К примеру, не хватает схем, которые управляют мультимедиа или пневмоподвеской — для автомобилей премиального сегмента данные опции крайне важны. Уже понятно, что возникшая проблема в связи с этим может продлиться до конца года. Между тем дефицит автомобилей сохраняется. Нехватку по некоторым позициям в разной степени фиксируем, например, у Audi, BMW, Mercedes, Jaguar Land Rover, Cadillac, Chevrolet», — заявил он.
Чипирование отменяется
Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов
Руководитель проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев подтверждает кризисную ситуацию в бизнесе и дает неутешительные прогнозы на текущий год.
«Проблема серьезная. Уже сейчас ряд производителей поставляет новые автомобили с заглушками. Volkswagen за год сократит выпуск автомобилей на 2 млн при среднегодовом производстве в 9 млн, это около 23%. Проблема будет решена не раньше конца года, а возможно, перейдет и на 2022 год. Аналитики прогнозируют полное решение проблемы к концу I квартала 2022 года. Это может очень существенно сказаться на отрасли.
Продажи новых автомобилей в России, скорее всего, упадут на 10–15%. Однако, с точки зрения дилеров, это неплохо, так как склады не успеют затовариться. Если раньше кризисы были кризисами потребления и машины просто копились у дилера, то сейчас ситуация связана с предложением. Ко всему прочему, в России уже начинается замедление спроса на машины и уже сейчас мы видим повышение цен, которое продолжится до конца года. Связано ли это с нехваткой компонентов — не могу точно сказать. Однако цены могут вырасти на 10%», — рассказал «Известиям» Мосеев.
В представительстве компании BMW «Известиям» сообщили, что испытывают трудности с опциями на различных моделях автомобилей.
Чипирование отменяется
Фото: РИА Новости/Михаил Воскресенский
«Заказы на полупроводники были размещены в достаточном объеме для производственных мощностей 2021 года, и мы ожидаем, что наши подрядчики исполнят свои обязательства. На данный момент автомобили поступают в Россию в полном объеме, тем не менее некоторые опции могут быть недоступны к заказу, но мы уверены, что способны предоставить клиентам альтернативу из широкого списка опций», — рассказал источник в компании.
Оператор общедоступных информационно-навигационных сетей АО «ГЛОНАСС» для своего бизнеса угроз не видит.
«Те же самые микросхемы применяются и в производстве другой автоэлектроники (блоки ABS, управления двигателем и т.д.). Соответственно, дефицит в первую очередь может повлиять на всю автопромышленность и уже во вторую — на выпуск устройств вызова экстренных служб. Если же на рынок из-за нехватки полупроводников будет поставляться меньше транспортных средств, для них нужно будет и меньшее количество устройств», — рассказали «Известиям» в пресс-службе АО «ГЛОНАСС».
О миллиардном бюджете
— Мы освоили самый большой бюджет — это деньги федеральные и деньги, которые мы сами заработали. Бюджет нашего университета составил около 3,5 миллиарда рублей. 1 миллиард 40 миллионов рублей составил объём научно-исследовательских, опытных, конструкторских работ, которые были выполнены учёными нашего университета. Такой показатель по науке — 1 миллиард рублей — имеют пять–шесть вузов в России. У МГУ этот показатель в два раза меньше (у них где-то 500 миллионов с небольшим). Это говорит об эффективности наших учёных, о востребованности их на рынке научно-исследовательских работ, и это характеризует нас как национально-исследовательский классический университет очень высокого уровня.
— По сравнению с прошлым годом бюджет увеличился почти на 200 миллионов. Его можно разделить на две части: около 500 миллионов рублей — это так называемые хоздоговорные работы. Это очень важный показатель, потому что они выполняются по договорам с предприятиями-организациями. А сегодня все предприятия частные, где собственники никому просто так деньги платить не будут. А нам они платят деньги, и мы по этим договорам заработали почти 500 миллионов рублей. Значит, они видят в нас пользу и понимают, что наши исследования применительно к их предприятию позволяют им повышать эффективность, увеличивать продукцию и снижать издержки производства. Ещё 560–570 миллионов рублей — это гранты, которые мы выиграли. Например, очень крупный трёхлетний грант в 170 миллионов рублей мы завершаем в этом году совместно с Красногорским заводом, который находится в Подмосковье. Этот грант посвящён созданию производства эндопротезов. На основе наших разработок создано промышленное производство эндопротезов, которые конкурентоспособны аналогичным западным эндопротезам. Уже успешно проведено несколько операций. Ноу-хау заключается в том, что эти эндопротезы изготовлены из нанотитана. У них покрытие, которое срастается с костной и мышечной тканью коленного сустава (биосовместимость). Обычные протезы имеют срок годности 10–12 лет, а эти — 25–30 лет.
— Большие гранты у нас связаны с авиастроением (ряд наших лабораторий работает на авиазаводы). Сегодня одна из проблем российского авиастроения — мощные двигатели, а в них основная проблема — тяга и шум, который создаёт этот двигатель. Чем меньше шум и больше тяга, тем больше ценится этот двигатель. Наши учёные создают лопатки двигателя, которые позволяют увеличивать тягу и уменьшать шум в процессе работы двигателя. Мы продолжаем выполнять гранты на сумму более 150 миллионов рублей по этой тематике.
О физкультуре и нормах ГТО
— У нас установлен такой порядок: всех опрашивают, желают ли они сдавать нормативы ГТО. Если желают, тогда пишут письменное заявление, что желают. Написали, затем формируются списки. Затем в обязательном порядке эти студенты проходят медицинское освидетельствование на предмет того, каково их состояние здоровья, и позволяет ли оно им сдавать именно эти нормативы. Затем уже формируются окончательные списки… Это сугубо добровольное дело. Если где-то кто-то палку перегнул, это, значит, неумные люди. И если студент откажется, ему ничего за это не будет в конечном итоге.
— Но я их не сдавал, потому что я говорю своим физкультурникам, что мне стыдно в своей возрастной категории сдавать нормативы. Я посещаю учебно-спортивный комплекс минимум три раза в неделю. Я проплываю один километр в бассейне. А чтобы в своей возрастной категории сдать нормативы ГТО по плаванию, я должен проплыть без времени (просто проплыть, чтобы не утонуть) 25 метров. Следующее — я должен три раза коснуться пальцами пола, и мне напишут «сдал». Я должен десять раз отжаться от скамейки, которая под углом 50 градусов. Но я 20 раз от пола отжимаюсь. Поэтому я сказал: давайте мне категорию где-то 45 лет, чтобы я там сдал. А мне сказали, что нормативно надо сначала сдать категорию от 60 и старше, потом от 50 и старше, а потом можно так до 18 лет дойти, если вам здоровье позволит. Поэтому я сейчас таким путём пойду. Я считаю, что ректор должен подавать пример. Мы стараемся преподавать физкультуру сегодня так, чтобы это было интересно, чтобы студенты как можно меньше «химичили», пытались правдами и неправдами добыть справку, освобождающую от занятий. Отчасти они это делают потому, что им неинтересно на уроках физкультуры. И мы решили разработать совершенно новую образовательную программу преподавания физкультуры. Мы это сделали и уже год как её внедряем. Суть этой программы: представьте, что все вы студенты, и мы у всех вас спрашиваем, в какой форме вы хотели бы заниматься физкультурой. Один говорит, что хотел бы плавать, другой — что хотел бы играть в волейбол, третий — в секции заниматься. И мы сортируем первокурсников в течение первого семестра. Мы увидели, что даже в первый год резко повысилось количество выздоровевших, справки сразу попрятали, что они инвалиды. Опять же в Америке увидел: заходим мы в класс школьный, визг стоит неимоверный, школьники носятся по залу, катают какие-то шарики, идёт соревнование, кто победит. У них физкультура в игровом стиле, который создаёт состязательность, задор, азарт. А у нас заведут на лёгкоатлетический манеж — и бег на месте или бег по кругу. Неинтересно бегать. Студентам нужно, чтобы они просто подвигались, но так, как им интересно подвигаться.
Фото Павла Косухина
«АвтоВАЗу» кризис нипочем
Работники «АвтоВАЗа» рассказали корреспонденту «Известий», что кризис предприятия не коснулся, а склады, наоборот, полностью заполнены продукцией, в том числе из-за своевременной реакции логистов.
«В автомобилях Lada мало сложной электроники. Если и будут проблемы с чипами, то только в системах ЭРА-ГЛОНАСС. На сегодняшний день снижение плана или остановка линии производства никак не связаны с чипами. Вазовские логисты еще в самом начале коронавируса были предупреждены, что проблемы с чипами будут после пандемии. В данный момент у нас обновление модельного ряда идет (Granta, новый двигатель) и модернизация участка сварки на В0. План сокращают еще потому, что перед коронакризисом все, кто мог купить машины, их купили. Сейчас склады забиты», — рассказал источник в компании.
Чипирование отменяется
Фото: РИА Новости/Алексей Сухоруков
Какие автопроизводители пострадали
По информации ABC News, американская Ford планирует на неделю приостановить работу фабрики в Луисвилле (американский штат Кентукки). Эта фабрика занимается сборкой внедорожников Ford Escape и Lincoln Corsair и обеспечивает около 3,9 тыс. рабочих мест.
Японская Nissan, тем временем, сокращает объемы производства на заводе в Оппаме, который выпускает субкомпактвэн Nissan Note.
Ford на неделю остановит завод в Кентукки, который занимается сборкой внедорожников Ford Escape и Lincoln Corsair
Volkswagen, Fiat Chrysler и Toyota также испытывают трудности с поставками полупроводниковых компонентов. Fiat Chrysler, по данным ABC News, временно закрывает заводы в Канаде и Мексике. Toyota вынуждена снизить объемы производства пикапа Tundra на заводе в Сан-Антонио (американский штат Техас).
Как пишет Bloomberg, BMW пока не пришлось сокращать или останавливать производство, однако обсуждает проблему дефицита со своими поставщиками. PSA Group, производителя авто под брендом Peugeot, по заявлению представителя компании, последствия дефицита не коснулись. На General Motors недостаток полупроводниковых изделий также пока не отразился, и американская корпорация ищет способы предотвратить его возникновение в будущем.
Honda в январе 2021 г. сократит производство на одном из своих заводов в Японии на 4 тыс авто. Suzuki также вносит изменения в производственные планы.
Volkswagen в декабре 2020 г. объявила о пересмотре производственных планов на заводах в Северной Америке, Европе и Китае в сторону уменьшения числа выпускаемых транспортных средств.
О зарплатах преподавателей
— Мы встроены в программу повышения оплаты труда профессорско-преподавательского состава. У меня в контракте с министром есть такая запись. Если я не буду выполнять это требование, меня могут автоматически уволить. Правительством определена траектория, на сколько каждый год должна повышаться зарплата по отношению к средней зарплате в регионе. Зарплата наших преподавателей составляет 140 процентов по отношению к средней зарплате в регионе. Средняя зарплата профессорско-преподавательского состава в нашем университете составляет 34,5 тысячи рублей. У нас есть, хоть и не так много, докторов, профессоров, имеющих среднюю зарплату в месяц миллион и более рублей. Где вы найдёте такую зарплату? У нас более 200 человек, у кого зарплата находится в диапазоне 150–250 тысяч рублей в месяц. Это почти пятая часть нашего коллектива.
— Я всегда говорю: чем больше людей в университете будут иметь среднюю зарплату выше зарплаты ректора, тем лучше, значит, работает ректор. 190 тысяч рублей — это очень хорошая зарплата… Я всю жизнь работал в органах власти на высоких должностях. Последняя должность у меня была — первый заместитель губернатора области, 12 лет я на ней работал. Когда уходил, у меня зарплата была 85 тысяч. А сюда пришёл — 190 тысяч! Так вот если будет больше людей с зарплатой выше ректорской, тем лучше, значит, работает ректор. Для меня это ориентир. И мне обидно слышать, что вот у них маленькая зарплата. Нормальная у нас зарплата. К 18-му году средняя зарплата должна быть 61–62 тысячи рублей.
О студентах с Украины
— В прошлом году мы приняли 480 студентов из Украины, в основном из Луганской и Донецкой областей. Приняли по квоте, выделенной нам министерством образования, на бюджетную основу. Обязательное условие при приёме этих студентов — предоставление общежития. За это время мы отчислили 37 человек. Отчислили, прежде всего, за нарушения установленного внутреннего распорядка. Они у нас находятся в так называемом пункте временного размещения. Три раза в день мы их кормим бесплатно, они не платят за общежитие и получают стипендию, если хорошо учатся. Но у них есть один общий недостаток — я не знаю, в силу каких причин, может, психика несколько расстроена — они очень разбалованы. Мы ясно сказали, что не позволяем пьянствовать в общежитии никому, и когда кто-то попадается, пытаемся воспитывать. Но когда не понимают, просто отчисляем. Ещё за какие-то проступки кто-то в милицию попался. Ещё были выявлены случаи тяжёлых заболеваний. Например, обнаружили у студента СПИД, немедленно отчислили, провели профилактическую работу, пытаясь выяснить, не успел ли он кого-то заразить. С туберкулёзом был случай.
Остальные продолжают успешно учиться. В этом году по разнарядке министерства нам выделена квота на 350 студентов из Луганской и Донецкой областей, вообще с Украины. Мы сегодня эти места уже распределили с учётом потребностей рынка. Они будут поступать по отдельному конкурсу через сдачу вступительных экзаменов.
О «лишних» студентах
— Мы заметно улучшили нашу инфраструктуру. Сегодня завершаем ремонт общежитий, благоустраиваем фасады, сделали благоустройство территорий, завершили строительство спортивных площадок и стадиона с искусственным покрытием, ввели в строй высокотехнологичную поликлинику на 50 тысяч посещений в год, причём половина из них — это будут жители Белгорода. У нас оптимизировалась численность. Некоторые говорят: «У вас было 30 тысяч студентов три года назад, а сейчас 25 тысяч. Куда делись пять тысяч?». К сожалению, они отчислены из нашего университета. Мы ежегодно предъявляем всё более и более повышенные требования к качеству образования. И тех студентов, которые не отвечают этим требованиям, мы вынуждены отчислять.
— 25 тысяч студентов мы считаем оптимальной численностью.
Фото Василия Кучмы
Идеальный шторм
Глобальный дефицит на рынке микросхем, возникший на волне повышенного спроса и продолжающийся на протяжении нескольких последних месяцев, грозит вылиться в затяжной кризис, который серьезно ударит по выручке ведущих мировых производителей автомобилей и электроники. Ажиотажный спрос ведет к неконтролируемому росту закупочных цен на чипы, и в итоге может больно ударить по кошелькам потребителей, предупреждают аналитики.
По данным свежего прогноза J.P. Morgan, объемы поставок полупроводников в настоящее время на 10-30% ниже уровня спроса, и потребуется минимум три-четыре квартала чтобы предложение догнало спрос, а затем еще один-два квартала на восстановление складских запасов клиентов и каналов сбыта до их нормального уровня.
Ключевыми факторами повышенного спроса на полупроводниковые изделия аналитики считают увеличение продаж электроники на фоне пандемии COVID-19, ограниченные возможности производителей для удовлетворения повышенного спроса, а также сохраняющееся экономическое противостояние между США и Китаем.
Видеокарта не для видеоигр
Показав дискретную видеокарту Iris Xe, Intel раскрыла ее основные технические характеристики указала дату выхода – январь 2021 г. В сравнении с ближайшими конкурентами на чипах Nvidia и AMD это карта базового уровня – может не подойти для современных топовых видеоигр, в ряде случаев уступая даже Iris Xe Max, своей же мобильной модификации (Xe и Xe Max – это две версии чипа DG1).
Iris Xe от Asus c пассивным охлаждением
GPU в основе Iris Xe производится по 10-нанометровому техпроцессу. У него есть 80 исполнительных блоков против 96 у Iris Xe Max, а число потоковых процессоров у него – 640, тогда как у Iris Xe Max из 768. Пиковая частота графического процессора, по данным портала AnandTech, у десктопной Iris Xe составляет 1,65 ГГц, производительность – 2,11 TFLOPS. Объем памяти у Iris Xe равен 4 ГБ, и это не стандартная для современных видеокарт GDDR5 или более современная GDDR6 – это LPDDR4Х со 128-битной шиной.
Возможности Iris Xe (слева) в сравнении с интегрированными решениями Intel
Для сравнения, в ассортименте компании Asus есть видеокарта DUAL-GTX1070-O8G – одна из многочисленных модификаций ускорителей на базе Nvidia GeForce GTX 1070. Это карта начально-среднего уровня (по меркам 2021 г., когда у Nvidia есть карты 3000 серии).
Asus DUAL-GTX1070-O8G
Она укомплектована 8 ГБ памяти GDDR5 и шиной 256 бит, имеет активную систему охлаждения и частоту GPU от 1,582 ГГц в базе до 1,797 ГГц при заводском разгоне.
О бонусах для абитуриентов
— Кардинальных отличий от прошлых приёмных кампаний нет. Но теперь при поступлении министерство образования утвердило правила, в соответствии с которыми будут учитываться индивидуальные достижения абитуриентов. Например, три балла добавят тем, кто имеет аттестат о среднем образовании с отличием. Вы скажете: мало. Я с вами соглашусь. Я бы больше добавлял отличникам, которых раньше называли «золотыми медалистами». Наличие статуса победителя или призёра всероссийской олимпиады школьников два балла добавляет. Если имеются спортивные достижения, участие в спортивных соревнованиях высокого уровня — добавляется три балла. Если есть удостоверение о том, что ты сдал нормы ГТО, то тоже три балла добавляется. За итоговое сочинение, которое зачтено, будут добавлять десять баллов. Ещё особенность: выпускники прошлых лет, закончившие школу несколько лет назад, знали, что ЕГЭ действительно четыре года. Сейчас этот порядок отменён, и выпускники школ прошлых лет могут поступать только, если они вместе со школьниками сдадут экзамены непосредственно в университете.