Обзор mass effect 3

Это очень аркадный, но приятный шутер с укрытиями

Большая ставка Mass Effect на стрельбу – до сих пор причина раскола в обсуждениях игры: некоторые (даже в редакции Sports.ru) из-за этого вообще не считают игру RPG. Мне же всегда нравилась боевая система серии: в зависимости от выбранного класса можно либо уничтожать врагов исключительно стрельбой, либо спамить способностями, либо сочетать оба стиля, параллельно отдавая приказы союзникам.

Трилогия Mass Effect – это очень комфортные игры в плане механик. Даже на высочайшей сложности «Безумие» стрельба не ломается – вас убивают только за очень серьезные ошибки, а враги не превращаются в губки для патронов. Можно пройти всю игру с пистолетом, а можно переключаться между всеми видами оружия. Хотите – скрупулезно собирайте весь лут из контейнеров и постоянно обновляйте снаряжение, на забывая устанавливать подходящие модификаторы на оружие, а хотите – просто меняйте основную пушку раз в несколько часов. Если вам нравятся RPG-элементы прокачки, то можно распределять очки навыков вручную для каждого персонажа и подбирать состав пати по классам. В то же время в Mass Effect можно играть практически как в обычный шутер, включив автоматическое изучение навыков и забыв о существовании этого меню.

Я проходил все Mass Effect и за солдата, уничтожающего врагов прицельной стрельбой, и за инженера, который в поздних частях может не вылезать из укрытий, предоставляя грязную работу дрону. Отдельное удовольствие – комбить за биотика (местные маги), сперва засасывая врагов сингулярностью, а потом взрывая их бросками. Да что там – я с удовольствием провел несколько десятков часов в мультиплеере Mass Effect 3, который вырезали в Mass Effect Legendary Edition. Эта трилогия – редкий случай, когда пробовать разные боевые стратегии и классы действительно приятно. И среди них нет однозначно самого слабого или имбового варианта.

Раньше приходилось делать оговорку: в отличие от более вылизанных в плане шутерных механик Mass Effect 2 и 3, в первом Mass Effect стрельба была… мягко говоря, странной. Речь не о системе перегрева оружия вместо классических боеприпасов в продолжениях (эту особенность сохранили в Legendary Edition), а в самом управлении и поведении оружия. Раньше в первой игре было чувство, будто ты всегда стреляешь не по врагу, а куда-то в его сторону, все словно «плавало» и управлялось с какой-то неприятной неточностью. В ремастере разницу значительно сгладили: теперь в Mass Effect мне так же кайфово играть за солдата, как и за классы, которые полагались на использование «заклинаний». Правда, Mass Effect 2 и 3 в этом плане все еще лучше, но апгрейд в сравнении с оригиналом ощутимый.

Приятно и то, что у всех трех игр теперь практически унифицированный интерфейс: опять-таки благодаря облагороженной первой части. Учитывая, что Mass Effect лучше всего марафонить (как иначе), дополнительная плавность перехода от одной игре к следующей – очень приятная фишка.

Космическая одиссея

В плане дизайна так же наблюдаются нездоровые противоречия. С одной стороны, многие уровни идеально скомпонованы с происходящими на них заданиями и не дают глазу цепляться за  технические шероховатости – настолько хорошо поставлены перестрелки и перемежающие их диалоги и окружение сочетается с действием. С другой, нередко возникает ощущение, что ты играешь в какой-то второсортный клон Gears of War – и тут внезапно могут вылезти и ужасные однообразные коридоры, и убожественная анимация с картонными персонажами, выговаривающими криво написанные диалоги. Правда, первого всё-таки намного больше.

Интересная история произошла и с музыкой – даже если не признавать тот факт, что всё, написанное не Клинтом Манселлом (то есть 95% материала) является мусором, всё равно получается как-то печально: той идеальной работы со звуком, которой радовала первая и, частично, вторая часть нет и в помине – звуковое сопровождение не запоминается или кажется сильно неуместным.

Горн победы

История – это то, на чём держится Mass Effect 3, что является путеводной нитью, без которой вся его сущность рассыпалась бы на мелкие осколки, которые не были бы никому интересны. В этом смысле третья часть, пусть и гораздо очевиднее весьма интригующей поначалу первой части и безупречно запрягающей второй, берёт космическим масштабом.

На этот раз командору Шепарду придётся объединить все разумные расы, чтобы направить их ресурсы на строительство и охрану секретного оружия под названием Горн, которое, теоретически, должно остановить начавшееся полномасштабное вторжение Жнецов.

Силы в прямом смысле приходиться собирать по каплям. Даже перед лицом общего врага все космические нации продолжают крутить закулисные интриги, устраивать подлоги, старательным образом блюсти исключительно личные интересы, используя Шепарда в качестве универсального средства решения собственных проблем. В таких условиях каждое принятое игроком решение может подставить под угрозу существование не отдельных личностей или флотов, а целых наций. И зачастую, честь и хвала сценаристам Bioware, этот выбор не носит очевидную моральную окраску и основан на личных симпатиях и предпочтениях сидящего по ту сторону экрана. Минимум трижды Mass Effect 3 заставляет очень крепко задуматься над своим поступкам, чего в предыдуших частях, по сути, не было.

Правда, накал страстей и постановку Bioware всё же не выдюжили – сильно повлиял и уход ведущего сценариста первых частей, Дрю Карпишина, и авральный темп разработки. Игра очень неровная и это видно невооружённым взглядом – местами хромает режиссура роликов, кое-где диалоги кажутся топорными донельзя, некоторые эпизоды представляются чрезмерно затянутыми и необоснованно халтурными. Причём зачастую какие-то побочные квесты на голову превосходят сюжетные миссии. А уж упомянутый во вступлении финал повергнет в ступор даже тех, кто сможет его понять и принять.

Перестрелки-перестрелочки

По большому счёту, всё остальное не суть важно, да и особого исследовательского интереса не представляет. Боевая часть со времён Mass Effect 2 изменилась слабо, разве что сделала ещё один решительный шаг в сторону  экшенов – искусственный интеллект, набор и арсенал врагов поднялись на существенно иной уровень, а появление рукопашного боя внесло в перестрелки лёгкую изюминку, наконец-то доведя уровень перестрелок в сериале до стандартов жанра шутеров от третьего лица

Ролевая система, казалось бы, тоже стала богаче – и выбор класса стал оказывать влияние на процесс, и количество навыков существенно расширилось (как и их вариации), и апгрейды с модулями для оружия, которые были ещё в первой части, снова вернулись в строй. Но при импортировании персонажа из предыдущих частей роль всей этой конструкции существенно снижается – при желании игру можно пройти и самым первым автоматом.

Да и сами забавы с подбором стволов и раскидыванием навыков сильно подпорчены убогим интерфейсом, который абсолютно неинформативен, режет глаза и не содержит совершенно необходимых возможностей как-то смены оружия во время боя, а не только на борту «Нормандии».

Сам Mass Effect Legendary Edition – не идеальный, но хороший сборник-переиздание

Теперь, когда я обозначил две основные причины играть в Mass Effect в принципе («хороший геймплей» и «отличная история» – что еще нужно?), пара слов о переиздании. Хотя Mass Effect Legendary Edition не позиционировался ремейком, просто выпустить «те же игры с поддержкой 4K» спустя 9 лет было бы странно. BioWare понимала это и приложила больше усилий:

• Первый Mass Effect все еще ощущается устаревшей игрой на фоне продолжений, но теперь от нее можно получать удовольствие, а не терпеть ради сюжета. Стрельба работает лучше, инвентарь переделали из неудобного списка в хорошо организованное меню, раздражающую мини-игру со взломом упростили. Вездеход «Мако» теперь управляется как нормальное транспортное средство, а не как бесконтрольный брусок тающего масла.

• Графика всей трилогии похорошела: в первом Mass Effect это ощутимо, а Mass Effect 2 и 3 просто выглядят «так, как вы их запомнили» – то есть несколько лучше действительности за счет психологического «фильтра ностальгии». При этом в оригинальном Mass Effect усилился контраст более-менее современных текстур и освещения с довольно плоскими лицами персонажей и несколько дубовыми анимациями, а местами графические улучшения повредили оригинальный арт-дирекшн. Это может расстроить, если вы недавно проходили трилогию и хорошо помните ее конкретные сцены, но новички вряд ли заметят подвох – все не настолько серьезно.

• В редактор персонажей добавили новые ползунки и прически, теперь он общий для всей трилогии. Здорово, но стандартные Шепарды (с мужской и женской внешностью) все еще субъективно выглядят намного приятнее и уникальнее, чем пользовательские.

• Как на ПК, так и в консольной версии первой Mass Effect оставили печально известный дубляж из «Золотого издания». Проблема в том, что игра не дает выбрать отдельно язык субтитров и озвучки – для нормального восприятия первой части придется либо проходить полностью на английском языке, либо портить впечатление посредственным переводом. Вполне возможно, это исправят будущими патчами.

• На Xbox Series X изначально скачался только первый Mass Effect – остальные игры можно скачать и установить в главном меню сборника. На других платформах трилогия тоже работает по модульному принципу, но как минимум в Steam скачиваются сразу три игры.

• При желании можно сразу начать с Mass Effect 2 или 3 – сборник включает интерактивные комиксы, позволяющие создать сохранение с пользовательскими решениями, а не с Шепардом, пережившим стандартные (усредненные) события прошлых частей.

* * *

Конечно, Mass Effect Legendary Edition можно было сделать лучше (даже не говоря о несбыточной мечте о полном ремейке), но это в равной степени отличный повод пройти трилогию еще раз и идеальная возможность наконец лично познакомиться с одной из самых влиятельных игровых серий современности. Надеемся, разработчики исправят недоразумение с «обязательным» русским дубляжом в ближайшее время – это единственная причина если не избегать, то как минимум отложить приобретение ремастера.

Время собирать камни

Нивелируется это притащенным багажом сохранений из предыдущих частей. Mass Effect 3, пожалуй, самая личная, самая персональная из когда-либо созданных видеоигр. Каждое действие, каждый поступок, совершённый ранее, находит своё отражение в событиях третьей части. Спасли ли вы королеву рахни или безжалостно истребили, оставили ли «Церберу» базу Коллекционеров или взорвали, сохранили ли вы результаты работ саларианского учёного по излечению генофага или стёрли – всё это и многое другое обязательно принесёт свои плоды, которые с радостью или грустью придётся пожинать.

Особенно умилительными окажутся встречи со старыми напарниками, если конечно они остались в живых после самоубийственной миссии в финале второй части. Кроган Грюнт стал командующим особого отряда, Миранда Лоусон покинула ряды «Цербера» и отправилась на поиски своего отца, смертельно бойной ассасин Тейн доживает свои последние дни в Цитадели, — как бы глупо это не звучало в отношении героев компьютерной игры, напарники Шепарда запомнились и полюбились многим. И тем реальнее становится переполняющая тебя грусть, когда на третьей палубе «Нормандии» замечаешь мемориальную доску со списком всех не доживших до финала героев.

Скандалы, интриги, спасение галактики

Сюжет трилогии зияет здоровыми дырами, и последняя часть скорее добавила в полотно новых, нежели смогла залатать старые. Стоит слегка забыть про эпические свершения нашего земного СуперШепарда, как в голову лезут вопросы, портящие все удовольствие от процесса. Тем не менее, если специально не задаваться особыми изысканиями на тему нестыковок в фантастической вселенной от BioWare, то в глаза это вам бросится только в самом конце, когда событийная лента уже совсем провалится в тартарары под собственной тяжестью. Концовка Mass Effect 3 разочаровывает покруче финала Deus Ex: Human Revolution. Все варианты развязки удручают своей непродуманностью и нелогичностью

Но до них, конечно, еще надо добраться, и вот уже «промежуточные» события захватывают внимание и держат геймера прикованным к монитору

Свой исход найдут практические все закрученные в предыдущих частях сюжетные линии, что с одной стороны логично для завершающей трилогию серии, а с другой — ну уже слишком все это круто, чтобы быть даже научной фантастикой. Титанические сила и харизма Шепарда найдут свое объяснение в самом-самом распоследнем ролике от BioWare, но все равно — за считанные недели (или даже, возможно, дни) наш главный герой разруливает как минимум два многовековых конфликта и выносит из дела одного из самых серьезных игроков. Ну и в коде выносит жнецов, но это было неминуемо.

Между тем, по меркам видеоигры все равно все однозначно круто. По сути, моя главная претензия к Mass Effect 3 — это то, что при таком-то замахе у BioWare получился не шедевр на все времена, а просто замечательная, отличная ото всех остальных проектов трилогия. В голове крутится: «А ведь такое могли навертеть, ух!», и к оставшимся нестыковкам начинаешь придираться вдвое сильнее, а слитая концовка совсем подрубает наповал.

Критика сюжета уже не так справедлива – сейчас он цельный и хороший

Mass Effect был одной из первых действительно удачных попыток не превратить видеоигру в интерактивный фильм, а именно сделать отличную игру, в которой сюжет поставлен на уровне топовых блокбастеров. Да, сейчас трилогия не впечатляет так сильно, как десятилетие назад – анимации персонажей и динамика многих сцен все-таки устарели. Зато она до сих пор затягивает и вызывает сильные эмоции, потому что в ее сердце крепкий сценарий и десятки просто потрясающих персонажей.

Кажется, нужно быть совсем черствым человеком, чтобы пройти Mass Effect и не найти хотя бы по одному-два любимчика в каждой части. Вы наверняка знаете такой тип игр: здесь хочется «зафармить» каждую реплику персонажей, предусмотренную сценарием, оббегая NPC чуть ли не после каждой миссии и разговаривая с ними по несколько раз подряд просто на всякий случай. К финалу трилогии я уже больше переживал за судьбу каждого члена экипажа «Нормандии», чем за своего Шепарда, и пролил немало слез в третьей части.

Даже если вы не играли в серию, то наверняка слышали о скандальном сюжете Mass Effect 3 – на релизе игры на нее пошли с факелами, кажется, миллионы фанатов. Избегая спойлеров, опишу суть проблемы: после шедевральной Mass Effect 2 центральная линия сюжета пошла не по тому пути, который ждали фанаты, а финал вышел непростительно скомканным и пустым. Но с тех пор ситуация несколько выправилась.

В Mass Effect Legendary Edition включены все DLC, а потому вы испытаете гораздо более цельную Mass Effect 3 – это очень важно. Во-первых, теперь для хорошей концовки не придется фармить мультиплеер

Во-вторых, сам финал будет расширенным (его починили бесплатным DLC через несколько месяцев после выхода Mass Effect 3). В-третьих, вы сможете пройти DLC «Левифан», чтобы получить ответы на некоторые важные вопросы о финале, а в шедевральной «Цитадели» сможете должным образом попрощаться с персонажами.

К тому же вы не столкнетесь с обманутыми ожиданиями. Вся трилогия Mass Effect вышла в относительно сжатые сроки, но между играми фанаты придумывали «идеальные финалы», фантазировали о том, как история должна развернуться дальше. Разумеется, реальность оказалась другой, отсюда появился негатив. Теперь же можно просто испытать историю без завышенных ожиданий.

Можно сколько угодно критиковать Mass Effect и мечтать о том, чтобы ее сделали «умнее» и «правильнее». Тем не менее сложно отрицать, что это одна из самых захватывающих, масштабных и эмоциональных историй, когда-либо рассказанных игровыми разработчиками. С настолько живыми второстепенными персонажами, что в них не стыдно по-настоящему влюбиться – да, в смысле «испытывать романтические чувства».

Предложение, от которого невозможно отказаться

ME3 буквально шантажирует геймера попробовать свой кооперативный режим Galaxy at War, про который по неизвестным причинам до выхода ME3 трубили на каждом углу. Вчерез абзац я признаюсь, что вообще не хотел пробовать сетевую игру на зуб, но обступившие со всех сторон обстоятельства таки сыграли свою роль. Что ж, у нас есть небольшие локации-арены, взятые прямо из миссий сингла, трое случайных напарников и слегка измененная классовая система ME. На нас прут толпы врагов; иногда нужно просто удержаться на волне подступающих недругов, иногда — еще и выполнить пару танцев с технобубном: то документы из разных точек захватить, то определенную позицию какое-то время удерживать.

Получилось, надо сказать, динамично. Свои несколько железобетонно необходимых часов за Galaxy at War вы проведете безболезненно, может быть, отбивать все эти бесконечные атаки гетов/жнецов/«церберов» вам понравится. Улучшенная боевая система игры делает свое дело и здесь, плюс теперь на заданиях присутствует не повторимый никакими скриптами человеческий фактор. А, ну да, есть еще уже традиционные сетевые левел-апы, ящики с подарками, никем не используемый голосовой чат и все прочие атрибуты не сильно оригинальной онлайн-потехи.

Увы, к сетевым игрищам приходится приступить, еще не разобравшись с эпическими приключениями Шепарда. Кооператив Mass Effect 3 таки плотно увязали с одиночной кампанией, причем самым наглым и жестким образом. Я было хотел проигнорировать здешний онлайн, а потом нарисовать в тексте нечто вроде «такой игре, как Mass Effect, мультиплеер не нужен вообще ни в каком виде» и объяснить, что кооператив во всех РПГ, кроме Diablo и его клонов, бессмыслен и беспощаден, но ME3 не дала мне этого сделать. Как оказалось, хотя бы минимальные успехи в кооперативном режиме на четверых скучающих спасителей галактики очень даже критичны для одиночного прохождения, и для того, чтобы быть уверенным в более-менее счастливом конце, нужно обязательно сыграть штук эдак двадцать совместных зачисток беспокойных пятачков. Иначе все ваши геройские усилия, пересчитанные в сухие цифры статистики, будут поделены надвое, и толку от сотворенных на экране чудес армейской подготовки и дипломатии станет в два раза меньше. Галактика все равно будет не готова к ответному удару по жнецам.

Забавно, что теперь игры заставляют геймера проходить себя «как надо» уже не при помощи раздачи геймоверов после особенно нерасторопных и/или глупых действий. Нынче программы предпочитают ненавязчиво пугать меня. На проторенной разработчиками дорожке хорошо, вот в этот угол надо заглянуть, вот здесь квест допройти, плюс часиков пять поиграть в мультиплеер. А не то… ну, кто там его знает, что случится, но ты же хочешь, чтобы галактический флот подошел к битве со жнецами во всеоружии, ведь тогда а тебя будут «весомые шансы» на победу вместо «минимальных», не правда ли? Минимальные шансы — это плохо для виртуального здоровья, игрового сюжета, и вообще может тот самый геймовер настать, а у тебя — оп — нужных старых сейвов-то и нет, потому что ты уже который год проходишь новые проекты через автосохранения.

Я ваш катализатор бластер грел!

Последний бой

Принципиально со времен второй части в Mass Effect не поменялось решительно ничего, зато практически каждый старый элемент был заметно улучшен.

Помимо очевидного косметического ремонта разработчики здорово поработали над боевой системой. Забавные, но все равно достаточно схематичные бои второй части здорово прибавили в динамике. Укрытия, перегревающиеся бластеры и прочая биотика — все получили по своему левел-апу. Теперь мы можем не только прятаться за углами, но еще и прыгать между небольшими канавами и — вы угадали — перекатываться от баррикады до баррикады. Сами сражения стали быстрее и суматошнее, плюс теперь нас мало что от них отвлекает. Мини-игры про взлом различных терминалов ушли в небытие, освободив место под дополнительные пачки врагов. Плохо лежащие деньги, документы и прочие апгрейды все также разбросаны по локациям, но возиться с ними нынче совершенно не обязательно.

Колеса диалогов с системой ничего по сути не значащей репутации тоже остались на месте, превратившись в уже совсем плоские картонные шаблоны. Тем не менее, собственно диалоги по большей части все равно интересно читать, особенно если вы играли в одну из предыдущих частей, особенно если вы играете в ME3, восстановив свой сейв-файл из второй части. Все выжившие после ME2 герои (включая друзей из DLC, но только тех, в которые довелось поиграть лично вам) так или иначе появятся на сюжетном радаре, некоторые даже будут играть (сравнительно) большие роли. Повидаться с членам старой команды, признаться, было приятно вне зависимости от обстоятельств.

Искренне надеюсь, BioWare и сами осознают, что вплотную подошли к тупику со своей текущей концепцией: ваше главное «ролевое» решение за всю игру — это отвечать на все реплики по-доброму или по-злому, чтобы под конец можно было использовать хотя бы один из «необычных» вариантов диалога. Если будете придерживаться линии партии, то в конце концов все равно у вас все получится, спутники-союзники все сделают как надо и дела пойдут в гору. ME3 следует своим традициям до самого конца, и в контексте собственно трилогии это даже замечательно, но если разработчики попробуют впихнуть исчерпавшее себя колесико еще куда-нибудь, это будет уже провал.

В космосе все тоже слегка изменилось. «Нормандию» традиционно перекроили: теперь мы можем походить по ангару для челноков. По пути, конечно, воодушевляя команду и развлекаясь по мелочи. Никуда не делась каюта капитана с аквариумом и коллекцией моделек кораблей. Хорошие новости: в одном из магазинов теперь можно купить автоматическую кормушку для рыб! Ах, где было это чудо техники в прошлый раз…

Еще больше хороших новостей: занудные геологические исследования ушли в небытие. Теперь поисковые зонды будут искать не какие-то левые минералы, а сразу деньги, артефакты и прочие плюшки. Минералы, кстати, из ME3 пропали совсем — теперь все улучшения приобретаются исключительно за валюту. Что еще лучше, так это тот факт, что для покупки нужного апгрейда не обязательно лететь к единственной мирной локации, Цитадели. Все необходимое можно заказать прямо с терминала в ангаре «Нормандии».

Таких милых мелочей — тысяча и одна штука. Все (или почти) провисающие элементы из прошлых частей были либо просто убраны, либо как следует доработаны, что просто невероятно радует. На некоторые пустующие места вечных раздражителей пришли новые донимающие развлечения типа сканера на второй палубе, но в целом работу над ошибками BioWare проделала на твердое «отлично».

Итого

Играть в Mass Effect 3, не зная предыстории (ну, хотя бы событий второй части) и не обладая сейвом из прошлой серии, почти бессмысленно, но все равно в общем-то можно. Удовольствие будет не то, но все равно будет.

Насколько большое?

От «настоящей» ролевой игры ME3 осталось совсем немного, тактическая сторона местных баталий поверхностна, а сюжет подминает разнящиеся от прохождения к прохождения детали под один большой каток, после чего вся движуха все равно сливается в одну и ту же кашу. Секрет игры — в удивительно хорошо подобранных пропорциях между этими ингредиентами, а также в потрясающем качестве исполнения.

Фанаты сериала останутся полностью довольны завершающей трилогию работой, но судить о том, хорош ME3 или все-таки не очень, следует по ответу на вопрос: «А сможет ли игра настолько заинтересовать геймера, чтобы тот начал проходить предыдущие части?»

Mass Effect 3 однозначно сможет справиться с этой задачей. А значит, у BioWare все получилось.

P.S. И даже кооператив.

Mass Effect 3

Дата выхода:
6 марта 2012
Издатель:
Electronic Arts
Разработчик:
BioWare
Жанры:
Action / RPG / Кооператив
Платформы:
PC / PS3 / Wii U / Xbox 360
В рейтинге игр:
366 место
Оценка редакции:

90 %

Стоит играть? (Если оценка больше 75%)
Да

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сети Сити
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: