Обзор и тестирование блока питания zalman zm-850ebt

Причины неисправностей охлаждающей системы

Система охлаждения двигателя – сложный механизм, состоящий из множества деталей. Низкое качество, износ, поломка любой из этих деталей могут привести к неполадкам в работе системы. Одна из распространенных причин ее поломок – использование некачественной охлаждающей жидкости, а также отсутствие регулярного контроля ее уровня.

Поломка системы охлаждения двигателя может быть вызвана неисправностью любого из ее узлов

Для каждой детали системы охлаждения двигателя характерны свои неисправности.

  • Радиатор, по которому циркулирует антифриз, часто страдает от загрязнений сердцевины или наружной поверхности, что приводит к перегреву двигателя, а нарушение герметичности радиатора вследствие износа чревато наружными утечками антифриза.
  • Центробежный насос, обеспечивающий циркуляцию охлаждающей жидкости, достаточно быстро изнашивается, особенно страдают уплотнители и подшипники. Распространенными поломками является нарушение его герметичности, обрыв или слабое натяжение ремня передачи. Все это может привести к перегреву.
  • Вентилятор дополняет работу радиатора и обеспечивает охлаждение двигателя в моменты, когда автомобиль стоит. Вентилятор может приводиться в движение приводами разного типа: механическим, гидравлическим, электрическим. Для каждого из них характерны свои поломки, угрожающие перегревом или переохлаждением двигателя.
  • Термостат – важная деталь системы охлаждения, оснащенная клапаном и регулирующая поступление охлаждающей жидкости в контуры радиатора. При его поломках возможно переохлаждение или перегрев двигателя, а вот неисправность датчика и/или указателя температуры обычно приводит к его переохлаждению.
  • Охлаждение блока цилиндров и его головки осуществляется за счет циркуляции охлаждающей жидкости по многочисленным каналам рубашки охлаждения, в которой иногда возникают трещины. Нарушения в функционировании системы охлаждения могут быть связаны с прогоранием прокладки головки блока цилиндров. Эти проблемы провоцируют внутренние и наружные утечки антифриза.
  • Расширительный бачок, из которого в систему охлаждения поступает жидкость, закупоривается пробкой с воздушным и паровым клапанами. Если ее герметичность нарушена или один из клапанов неисправен, охлаждающая жидкость активно испаряется, что приводит к снижению ее уровня и чревато перегревом двигателя.

Вентилятор

Диаметр

Чем больше диаметр вентилятора, тем эффективнее и тише он работает (образуется интенсивный воздушный поток). В то же время крупный вентилятор занимает больше места, что стоит учитывать при выборе охлаждающего устройства. Диаметр вентилятора колеблется в пределах 40-140 мм и выше.

Наиболее распространенные диаметры:

  • 80 мм – самые дешевые, простые в замене, но сильно шумят (для слабых процессоров);
  • 92-120 мм – стандартный вариант;
  • 140 мм – высокоэффективные и тихие, но дорогие вентиляторы (для мощных процессоров).

Важно: чтобы облегчить возможную замену вентилятора, лучше пользоваться изделиями со стандартными размерами

Количество

Чем больше вентиляторов, тем эффективнее кулер. Оборотная сторона – увеличение цены, размеров и уровня шума охлаждающего устройства. Системы с 2-3 вентиляторами используются для мощных компьютеров с высокой величиной тепловыделения. Найдите баланс между этими характеристиками, учитывая TDP процессора (до 180 Вт подойдет кулер с одним вентилятором).

Вид подшипника

Скольжения – самый дешевый и тихий, но ненадежный подшипник.

Гидродинамический – отличается высокой надежностью и низким уровнем шума, но стоит дороже.

С магнитным центрированием – «продвинутая» разновидность гидродинамического подшипника: повышена надежность, понижен шум при работе. Цена такого подшипника довольно высока.

Качения (шариковый) – самый надежный вид подшипника. Такой подшипник более шумный и дорогой.

Скольжения+качения – комбинированное решение с улучшенными характеристиками: такой вариант прослужит дольше, чем подшипник скольжения.

Керамический (NCB) – тихий и недорогой подшипник, но встречается редко (его устанавливают лишь отдельные изготовители).

Обороты (скорость вращения)

В малогабаритных кулерах обороты вентилятора должны быть выше, чтобы восполнить слабый воздушный поток и небольшую площадь рассеивания. Чем выше скорость, тем продуктивнее работает охлаждающая система, но и уровень шума возрастает.

У недорогих кулеров этот показатель составляет 2000-4000 об/мин. Оптимальная скорость для вентилятора диаметром 120-140 мм составляет 1300-1500 об/мин.

Высота

Этот параметр имеет значение при сравнении двух вентиляторов с одинаковыми скоростями. Чем выше вентилятор, тем интенсивнее воздушный поток. В то же время эту величину стоит учитывать при сборке системы охлаждения для компьютеров с маленьким корпусом. Если в корпусе есть достаточно места – установите более габаритный кулер.

Воздушный поток

Воздушный поток – основной параметр эффективности охлаждающего устройства (отведение тепла от радиатора). Эта величина измеряется в кубических футах в минуту (CFM). На интенсивность воздушного потока влияет скорость вращения и размеры вентилятора, конструкция и материал радиатора.

Уровень шума

На уровень шума влияет в первую очередь скорость вращения вентилятора. Этот параметр измеряется в децибелах (дБ). Более низкий уровень шума повышает комфорт при работе с компьютером, но при этом снижаются обороты вентилятора, следовательно, и продуктивность кулера. Поэтому мощные модели довольно сильно шумят.

У тихих вентиляторов уровень шума не превышает 20-25 дБ. У более шумных устройств этот параметр составляет 40 дБ.

Внешний вид Zalman ZM750-ARX

Покупка сразу же поражает габаритами и весом коробки. Большинство дешёвых блоков питания имеют упаковку в два раза меньше.

Но на этом сюрпризы не заканчиваются. Внутри коробки отдельно лежим блок питания, отдельно – сумка с проводами. Да да, именно сумка, причём до верху набитая кабелями, включая сетевой кабель питания

Комплект съёмных кабелей следующий: один 20+4 pin для питания материнской платы, два кабеля для питания CPU – 4+4 pinи 8 pin (что позволит подключать даже двухпроцессорные материнские платы без разветвителя), четыре кабеля для питания видеокарт PCIE 6+2 pin (то есть можно подключить до двух мощных видеокарт), а также шесть кабелей для подключения накопителей и прочих устройств – 12 SATAразъёмов, 4 Molexразъёма и 1 FDD. Все кабеля – монотонно чёрные, плоские, без оплёток.

Теперь с чистой совестью переходим к самому блоку питания, которому тоже есть что показать. Во-первых, он имеет несколько увеличенные размеры – он на 4см длиннее своих маломощных дешёвых собратьев (18 см против 14 см), так что при покупке нужно обязательно позаботиться о том, что в ваш корпус встанет такой блок питания, особенно с учётом что съёмным кабелям потребуется ещё пара сантиметров пространства.

Во-вторых, блок питания покрашен с использованием крупнозернистой краски по типу популярной автомобильной «Раптор», в которую окрашивают внедорожники. Считается, что такая краска устойчива к царапинам, так что вдвойне интересно наблюдать такое решение на компьютерном блоке питания.

В-третьих, в Zalman ZM750-ARX установлен огромный 135 мм вентилятор – оно и понятно, такое большой внутренний объём продуть нелегко. Но все знают, что чем больше вентилятор – тем больше от него шума. Но не стоит расстраиваться – обороты вентилятора регулируются в зависимости от нагрузки, при этом пока нагрузка не достигнет 20% от максимально допустимой, вентилятор вообще не крутится, то есть блок питания работает в бесшумном режиме.

На этом интересности заканчиваются. В остальном Zalman ZM750-ARX – такой же, как и все. Да, решётка вентилятора имеет причудливую форму, но кого сегодня ей удивишь? С внешней стороны – разъём питания и кнопка включения. В принципе, не хватает лишь подсветки (желательно управляемой RGB), и тогда была бы полная картина мощного блока питания для стильного корпуса с подсветкой.

Как устранить неисправности

Если причина поломки выявлена, можно приступать к ее устранению. Проблемы с пробкой расширительного бачка обычно решаются путем замены неисправного клапана. Если клапаны исправны, а герметичность бачка нарушена, попробуйте заменить в крышке прокладку, которая быстро изнашивается. Для ликвидации протечек также может понадобиться замена отвердевших шлангов новыми эластичными, а хомуты нужно подтянуть поплотнее, но не пережимать, чтобы не повредить патрубки. Если поврежден сам бачок, небольшие трещины запаиваются, крупные закрываются латками, вмятины рихтуются.

Засорившийся радиатор нуждается в прочистке струей воды под напором или сжатым воздухом, наружная поверхность очищается с помощью специального растворителя, механические повреждения запаиваются. При серьезных повреждениях отдельной трубки ее можно исключить из контура, полностью запаяв сверху и снизу, но в одном радиаторе нельзя запаивать более трех трубок. В случае масштабных повреждений радиатор рентабельнее заменить. Не подлежат ремонту новые радиаторы с пластмассовой бочкой и алюминиевой сердцевиной. Треснувший с краю патрубок можно обрезать, если позволяет его длина, а если трещина ближе к центру – нарастить с помощью металлической трубки. Но это временные меры, поэтому после таких операций рекомендуется обратиться в сервис для профессионального ремонта.

Остальные неисправности системы охлаждения двигателя, как правило, устраняются в мастерских. Если необходима замена изношенных, поврежденных деталей, можно значительно сэкономить, заказав качественные запчасти с разборок в компании JapZap. При использовании качественной охлаждающей жидкости и регулярном контроле ее уровня, для поддержания работоспособности системы охлаждения двигателя обычно достаточно планового сервисного обслуживания и своевременной замены деталей с отработанным ресурсом.

Оснащение

Регулятор оборотов (реобас) – меняет скорость вращения вентилятора (а также шум и потребление энергии). Некоторые модели оснащаются экраном, выдающим информацию о скорости вращения и температуре внутри корпуса.

Офисные программы дают небольшую нагрузку, а вот при работе с компьютерными играми (особенно с высоким уровнем детализации графики) нагрузка существенно возрастает, следовательно, увеличивается тепловыделение компонентов компьютера. В этом случае потребуется интенсивный воздушный поток.

Реобас устанавливается в отсеки 3.5″ и 5.25″ (удобнее в использовании) или отсек PCI-слота (дешевле). Встречаются реобасы, встроенные внутрь корпуса.

Виды реобаса:

  • ручной – пользователь самостоятельно меняет скорость вращения. Это самый надежный и точный, но дорогой вариант;
  • автоматический (PWM) – регулирует скорость вращения исходя из нагрузки на процессор и другие элементы компьютера;
  • ручной+автоматический – комбинированная система: большая часть работы производится автоматически, а вручную ограничиваются максимальные обороты;
  • переходник (резистор) – регулирует скорость вращения благодаря снижению напряжения на вентилятор. Такой переходник дешевле ручного реобаса, но менее удобен, поскольку для изменения скорости потребуется сменить переходник, а значит, открывать корпус.

Переходник на 4-pin Molex – дает возможность установить вентилятор на блок питания.

Подсветка – выполняет декоративную функцию: придает компьютеру стильный дизайн. Встречаются модели с разными цветами подсветки.

УФ свечение – как и подсветка, используется в декоративных целях: вентиляторы, изготовленные из специального пластика или покрытые краской, светятся при попадании на них УФ-света.

Термопаста (термопроводная паста) – вещество с высокой теплопроводностью, которое служит для повышения теплопередачи между тепловыделяющими компонентами (например, процессор) и устройствами отвода тепла (радиатор). В дешевых охлаждающих устройствах термопаста уже нанесена, кулеры подороже оснащаются тюбиком с такой пастой.

Замена вентилятора – актуальна при повреждении вентилятора, поскольку не понадобится приобретать новый кулер.

Радиатор

Материал

Алюминий – сравнительно дешевый материал. Недостатки: неравномерное распределение тепла и низкая теплопроводность. В результате алюминиевый радиатор нуждается в интенсивном воздушном потоке, который создают шумные вентиляторы.

Медь – отличается высокой теплопроводностью и равномерностью распределения тепла. Медный радиатор быстрее рассеивает тепло, чем алюминиевый и не требует скоростных и шумных вентиляторов. Такой радиатор стоит дорого.

Алюминий+медь – комбинированный вариант (алюминиевый радиатор с медными вставками или трубками). Этот радиатор эффективнее аналога из чистого алюминия. По стоимости такое устройство занимает среднее положение между алюминиевым и медным радиатором. Композитный радиатор – оптимальное решение для большинства компьютеров.

Важно: никелированное покрытие радиатора защищает от коррозии и придает ему стильный вид

Размер

Размер радиатора напрямую влияет на эффективность кулера. Охлаждающее устройство с крупногабаритным радиатором не всегда поместится в стандартный корпус компьютера.

Высота радиатора в башенном кулере не должна быть больше 160 мм

Обратите внимание и на ширину радиатора: слишком широкое устройство также может не поместиться

Важно: учитывайте компоновку и размер материнской платы. На практике громоздкие кулеры часто занимают большое место на материнской плате, закрывая доступ к слотам под оперативную память или/и видеокарту

Чтобы не ошибиться с выбором радиатора, сделайте необходимые замеры.

Вес

Вес радиатора зависит от его габаритов. Существует прямая связь между TDP процессора и весом устройства: для процессора с TDP 100-125 Вт достаточно радиатора весом 300-400 г, для устройства с TDP 200-220 Вт стоит выбрать радиатор весом 1000-1300 г.

Площадь рассеивания

Эта характеристика означает площадь поверхности радиатора охлаждающего устройства. Чем больше площадь рассеивания, тем лучше работает кулер.

Процедура ремонта системы.

Среди частых проблем, из-за которых появляется необходимость в ремонте системы вывода тепла от мотора, нужно отметить следующие:

— поломка термостата, которую возможно заметить, когда тщательно проследить за нагревом движка. Долговременность нагрева мотора в зимнее время вместе с перегреванием в летнюю пору свидетельствуют о «заклинивании» термостата, когда он установлен в положении «открыто» (это может происходить как на большом, так и на меньшем круге циркуляции);

– неполадки водяного насоса, симптомом поломки которого является степень наполняемости расширительного бачка самого теплоносителя (когда она резко снижается, а никаких заметных повреждений бачка не видно);

– выход из строя вентилятора, что способствует недостаточному охлаждению двигателя.

Тестирование Zalman ZM750-ARX

Мы провели тестирование блока питания при различной нагрузке, от 20 до 700Вт, чтобы продемонстрировать самые разные режимы работы компьютера — начиная с полного простоя всех компонентов, заканчивая большой нагрузкой при установке, например, мощного процессора и двух топовых видеокарт. Учитывая, что основная часть мощности приходится на шину 12В (от неё питаются и видеокарты и процессор), именно на неё мы и подавали практически всю нагрузку. Для замера КПД использовался бытовой Ваттметр, так что не забываем про погрешность измерений.

Нагрузка, Вт

Напряжение на линии 12В, В

Напряжение на линии 5В, В

КПД, %

20

12,11

5,04

86

100

12,10

5,03

90

200

12,08

5,01

92

300

12,07

5,00

94

400

12,06

4,99

95

500

12,05

4,98

94

600

12,04

4,96

93

700

12,03

4,93

92

Результаты частично предсказуемые, частично – не очень. Так КПД полностью соответствует сертификату 80 PLUSPlatinum и, как и большинство других блоков питания, самый низкий КПД демонстрирует при минимальной нагрузке, а максимальный – при нагрузке около 50% от максимально допустимой, то есть в районе 400Вт. При минимальной же нагрузке (простой, Интернет-сёрфинг) КПД будет составлять чуть менее 90%, что тоже очень неплохо.

А вот что касается выходных напряжений, то в целом ситуация хорошая. Самая высоконагруженная линия 12В не проседает ниже эталонного значения даже при максимальной нагрузке, демонстрируя превышение на 0,1В при минимальной нагрузке. А вот по линии 5В ситуация чуть иная, так как начиная с нагрузки в 300-400 Вт и выше напряжение уже начинает проседать, хотя на самом деле на практике это не отразится никак – эта линия не очень нагружена, поэтому большинство современных блоков питания позволяют себе подобные цифры, тем более что отклонение даже не превышает 2%.

Что касается шума от работы, то приблизительно до 150Вт нагрузки вентилятор стоит, не подавая признаков жизни. Затем от 150 до приблизительно 500 Вт вентилятор работает на небольших оборотах, субъективно являющихся оптимальными с точки зрения производительности и шума – то есть работает вентилятор тихо, но небольшое охлаждение обеспечивает. А вот выше скорость работы увеличивается и на максимуме достигает совсем не комфортных цифр. С другой стороны, при наличии потребителей мощностью 700 Вт, далеко не факт что именно блок питания будет самым шумным компонентом системы. Игровые видеокарты при максимальной нагрузке в большинстве своём – совсем не тихони.

Как к нам добраться?

При движении от ул. Профсоюзная в сторону Ленинского проспекта. Вам необходимо пересечь перекресток с ул. Академика Волгина прямо и проехать до пешеходного светофора, за светофором через 50 метров будет поворот направо под шлагбаум (при въезде будет необходимо сказать охране, что Вы едете в Автотехцентр Авангард), далее движетесь прямо 150 метров и Вы приехали, Добро пожаловать!

При движении от Ленинского просп. по ул. Миклухо-Маклая в сторону ул. Профсоюзная. Перед пешеходным светофором (это первый светофор от Ленинского в сторону Профсоюзная) не доезжая до него 50 метров будет поворот налево под шлагбаум (при въезде будет необходимо сказать охране, что Вы едете в Автотехцентр Авангард), далее движетесь прямо 150 метров и Вы приехали, Добро пожаловать! Тел.

Возможно, вам также будет интересно

Необходимость отвода большой мощности от силовых элементов твердотельного реле обусловило появление наиболее распространенной на сегодняшний день конструкции корпуса твердотельных реле — планарной. Примеры таких корпусов для одно- и трехфазных твердотельных реле производства ЗАО «Протон-импульс» представлены на рис. 1. Радиатор (называемый также базовой платой) представляет собой металлическую пластину, как правило, медную или латунную, и служит для установки твердотельных

Каковы должны быть минимальные ресурсы микроконтроллера, работающего в составе привода трехфазного BLDC-мотора? Для ответа на этот вопрос необходимо соотнести возможности чипсета с принципами управления указанного двигателя и предъявляемыми к устройству функциональными требованиями. Если мы рассматриваем рынок простых и дешевых схем управления скоростью в таких применениях, как вентиляторы и насосы, то проблема может быть существенно упрощена.

Murata PS представляет новое семейство компактных DC/DC преобразователей напряжения серии UEI с ультраширокими диапазонами входных напряжений

Неисправная помпа

Водяной насос (помпа) способствует циркуляции антифриза, и при его поломке существует высокий риск перегрева автомобиля.

Самый характерный признак – появление люфта шкива. Если вы не знаете где это можно увидеть под капотом, то достаточно лишь прислушаться к работе двигателя. Характерный звук – стук, при проскакивании через подшипник. Наличие люфта свидетельствует об изнашивании подшипников, они начинают сыпаться или просто могут выходить со своего места. Чтобы подтвердить свое предположение, покачайте рукой шкив, при этом люфт будет значительно выражен.

Более простой, но и не такой надежный способ, это положить под авто белую бумагу, к примеру, на ночь. Если наутро вы обнаружите что бумага мокрая, то можно сделать предположение о поломке водяного насоса. Если вы увидите на бумаге пятна желто-зеленого оттенка, то у вас произошла утечка антифриза.

Переохлаждение двигателя: частые причины

А теперь о том, когда может возникнуть переохлаждение двигателя. Для нормальных условий, то есть даже при достижении температуры в минус 20 градусов, двигатель должен относительно быстро прогреваться. Даже если он дополнительно не утеплен. Такова конструкция мотора, он может нормально функционировать в широком диапазоне температур. Конечно, если зимой очень сильные холода в вашем регионе, желательно воспользоваться пожаробезопасными утеплителями. Но если термостат будет находиться в открытом состоянии, когда происходит циркуляция только по большому кругу, переохлаждения попросту не избежать.

Профилактика проблем

Комплексное тестирование системы охлаждения – задача достаточно сложная и требующая времени. Обычно износ, засорение, механические повреждения и другие проблемы выявляются в процессе техосмотра. Но несколько несложных операций по проверке этой системы автовладельцу стоит выполнять перед каждой поездкой:

при холодном двигателе осмотреть расширительный бачок, убедиться в отсутствии следов протечек, проверить уровень охлаждающей жидкости (норма – между отметками min и max);
если уровень близок к минимально допустимому и ниже, долить охлаждающую жидкость той же марки, что использовалась раньше

При отсутствии совместимой охлаждающей жидкости допустимо повышение уровня за счет дистиллированной воды, но заливать можно не более пол-литра;
еще раз проверить уровень жидкости при разогретом двигателе, осторожно и медленно открутив пробку расширительного бачка (она сильно нагревается!). Если уровень жидкости после запуска двигателя опустился ниже минимума, это свидетельствует о ее утечке вследствие повреждения шлангов или патрубков.

Недопустим долив холодной жидкости при разогретом двигателе, а также запуск двигателя после слива жидкости из системы! Если снижение уровня жидкости в бачке незначительно и обусловлено не утечкой, а испарением, доливать следует не антифриз, а дистиллированную воду, именно она испаряется в первую очередь, в результате повышается плотность жидкости. Нужно внимательно следить, чтобы в охлаждающую жидкость не попал бензин.

Для профилактики поломок системы охлаждения необходимо использовать качественный антифриз

Если с уровнем охлаждающей жидкости все в порядке и утечки отсутствуют, а двигатель чрезмерно нагревается или, наоборот, не прогревается при запуске, нужна более детальная диагностика системы охлаждения.

Перегрев

Зачастую перегрев возникает в результате засорения радиатора. В его сотах скапливается очень много мусора, накипи, это препятствует не только продвижению антифриза по каналам, но и уменьшает теплоотдачу. Как было сказано ранее, на отечественных автомобилях термостат заклинивает в положении, когда жидкость циркулирует только лишь по меньшему кругу. При этом она не попадает в основной радиатор. Следовательно, жидкость не успевает отдать тепло, зато она постоянно прогревается в рубашке охлаждения.

Чтобы избавиться от этой неисправности, наиболее приемлемый способ – это открыть полностью кран печки и включить вентилятор обдува на полную мощность. Конечно, эффект это даст, но не столь значительный. Желательно установить новый термостат, чтобы циркуляция жидкости происходила в нормальном режиме. Если вы не следите за уровнем антифриза в системе, это накладывает свой отпечаток. Результат этого — конечно же, повышение температуры.

Основание

Основание системы охлаждения – площадка, которая контактирует с процессором. Ее конструкция и качество влияет на продуктивность кулера.

Алюминиевый радиатор – основанием является сам радиатор. Площадка бывает сквозной или сплошной. Выбирайте устройство со сплошным основанием, обеспечивающим лучшее охлаждение. В щели сквозной площадки со временем забивается пыль, что ухудшает охлаждение.

Алюминий+медь – в качестве основания выступает медная вставка. Этот вариант эффективнее, чем предыдущий.

Кулер с тепловыми трубками – имеет медное основание. Такое решение – оптимально.

DirectCU (прямой контакт) – основанием являются медные трубки, особым образом запрессованные в кулер. Продуктивность такого варианта сопоставима с предыдущим.

Тепловые трубки

От числа тепловых трубок в охлаждающем устройстве зависит эффективность его работы. Стандартное количество трубок варьируется в пределах 3-6 штук и зависит от величины тепловыделения процессора:

  • процессор с TDP 80-100 Вт – кулер с 3 трубками;
  • процессор с TDP 125-150 Вт – кулер с 4 трубками;
  • процессор с TDP 150-180 Вт – кулер с 6 трубками.

Если в характеристиках системы охлаждения нет сведений о количестве тепловых трубок, то их легко определить самостоятельно. Для этого подсчитайте число выходящих концов трубок и поделите на 2.

Выводы

А выводы вполне себе положительные. Единственным недостатком можно признать небольшую просадку напряжения по 5В линии при максимальной нагрузке. Хотя, возможно, мы лукавим, и в списке надо занести и высокий уровень шума при работе с максимально доступной нагрузкой. Хотя мы уже говорили, что при такой нагрузке блок питания вряд ли будет самым громким компонентом. Но если хочется – можно и это занести в недостатки. Но всё остальное – исключительно плюсы. Это и полностью бесшумный режим работы при небольшой нагрузке, и стабильное напряжение по линии 12В, и высокое КПД, и модульная система подключения проводов, и куча разъёмов питания (можно подключить две видеокарты и десяток накопителей), и самое главное – конкурентная цена, а ещё точнее – практически самая низкая в сравнении с прямыми конкурентами.

Лутовинов Максим (aka. Kok)

     18/12.2017

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сети Сити
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: