Рождение отщепенца
После релиза Devil May Cry 4 в 2008 году компания Capcom решилась на несколько экспериментов для привлечения новой аудитории своему слэшеру. Не стоит забывать, что раньше этот жанр только-только набирал свою популярность, но при этом все равно оставался в некоем андерграунде. Примерно так же, как себя сейчас чувствуют файтинги, например. Руководство Capcom пораскинуло мозгами и принялось думать, как же им поступить с Devil May Cry, чтобы привлечь больше западных игроков. Решение напросилось само собой: чтобы сделать интересную игру для гайджинов, ее должны сделать гайджины. Здесь на сцене появляется Ninja Theory — студия, которая уже тогда была на хорошем счету у американского офиса Capcom.
Представители NT с радостью согласились на работу с культовой франшизой и принялись за дело. Руководителем проекта стал известный сценарист и геймдизайнер Тамим Антониадес, а его консультантом выступал лично Хидэаки Ицуно (негласный «отец» серии Devil May Cry и ее глава, начиная со второй части).
Игровой процесс
Игровой процесс по сравнению с четвертой и пятой частью совершенно другой. Ninja Theory решила не заваливать Данте десятками видов оружия или боевыми стилями, а остановилась на более сдержанном и лаконичном варианте — его происхождении. Поскольку он — Нефилим, ему доступна и сила преисподней, и мощь небес. Из-за своего происхождения он может видоизменять свой меч, используя дьявольскую и ангельскую сущности. Огнестрельного оружия это мало не касается, но фишки тут тоже есть — в разных сущностях пистолеты Данте превращаются в хлысты, которыми можно притягивать противников к себе или же самому подтягиваться к ним.
Изначально Данте экипирован только своим каноническим мечом Рэбеллином, но по ходу сюжета у него появится возможность входить в ангельский или демонический режимы, которые будут изменять его оружие. Благодаря наследию своего отца охотник на демонов трансформирует меч в тяжеленный топор или боевые рукавицы, а от мамы он получил легкую косу и метательные лезвия. Переключение при этом происходит по зажатию всего двух кнопок — по одной на каждый режим.
Одновременно с изменением системы вооружения изменилась и боевая механика. Она стала куда более дружелюбной и отзывчивой, и при этом не потеряла в своей динамике и разнообразии. Данте мог подпрыгнуть в воздух с мечом, разрядить по противнику воздушную комбинацию с косой, а добить эпичным, тяжелым ударом рукавицы. И все это — за две секунды.
Каждый вид оружия подходит для определенной ситуации, а порой и для разных противников. Каких-то монстров можно убить только в дьявольской форме, других — в ангельской. В этом одновременно был плюс и минус ремейка — он обязывал использовать все имеющиеся виды вооружения и наказывал, если перечить этому. Кто-то может оценить подобный подход и назвать его главным мотиватором к креативности, а кого-то это может взбесить.
Фактически, Ninja Theory удалось вылечить Devil May Cry от этого японского садизма и традиционных неудобств вроде конской камеры и вырвиглазовых платформинговых эпизодов. И да, еще один железный аргумент в защиту спин-оффа — игра проходится из точки А в точку Б, а не заставляет игрока по несколько раз проходить один и тот же уровень.
Сеттинг и сюжет
При первом же запуске DmC можно увидеть отличия между западным и японским подходом к разработке игр. По словам самого Хидэаки Ицуно, он крайне удивился стратегии своих коллег из-за океана. Дескать, они сначала придумывают дизайн, а потом вешают на все это игровой процесс и механики. А японцы — наоборот: сначала геймплей, а потом уж все остальное.
Во время игры в спин-офф первое, что бросается в глаза — более детальная проработка мира, игрового лора и персонажей. Здесь все другое, но при этом куда более понятное. В DmC за основу взят обычный мир, сродни нашему, а по разные его стороны расположены ангелы и демоны, ведущие между собой бесконечную войну. Если же между ангелом и демоном происходит любовный союз, но на свет появляются Нефилимы — существа, наделенные силами обеих сторон. Именно такими являются Данте и Вергилий. Только первый при этом ничего не помнит о своем происхождении и шастает по стриптиз-барам, а второй заправляет подпольной организацией с целью свергнуть мирового диктатора — могущественного демона Мундуса, который держит за интимное место все человечество и контролирует лидеров государств. В определенный момент два брата встречаются и вместе начинают свой крестовый поход против узурпатора.
Будем честными, номерные части Devil May Cry никогда не пестрили качественно проработанными сценарием и сюжетом. Все-таки это — слэшер, который должен заставить игроков зазубривать комбинации и устраивать геноцид порождениям нечисти. Однако DmC выгодно отличается от своих предшественников. Антониадес создал сценарий, в основе которого лежит откровенное издевательство над современными людскими пороками, захватившими нашу жизнь: общество потребления (люди отравляются новым сверх-крутым напитком), промывающие мозги новости (местный «Первый» телеканал бесконечно врет зрителям о стабильности порабощенного общества), а также гнусные увлечения современной молодежи вроде дешевых путан и задрипанных ночных клубов. При этом в сценарии нашлось место и отваге, и верности, и даже любви.
Очень синяя борода» — Песни Синей Бороды и его жён
ст.: Ю. Ким, муз.: Г
Гладков
— Я знаю, дорогой месье,
С кем я имею честь,
Я расскажу вам о себе
Правдиво, всё как есть.
И так, я жил тогда один,
Совсем один, как перст,
И всё по замку я бродил
— И ждал своих невест.
— Хотел быть мужем и отцом,
Мне больше тридцати,
Хотел ввести хозяйку в дом
— И бегать на цепи.
— Хотел я всё как у людей: семья, любовь и долг.
— Хотел я мягко возразить,
Но вовремя умолк,
Поскольку в этот миг,
Как розовый мираж,
Загадочно возник
Наш первый персонаж.
— Марианна, ох, Марианна!
Я всегда тебя ждал неустанно,
Подойди же ко мне, Марианна,
И в объятья меня заключи,
И возьми поскорей, Марианна,
Моё сердце и все ключи.
— Здравствуй, моё чудовище,
Тиран синебородый,
Как вижу я, ты всё ещё
Живёшь не в ногу с модой.
А между тем в Италии,
Италии, Австралии,
Тем более в Париже,
Который, говорят, поближе.
Совсем другое носят,
Совсем иначе бреют,
Таких там выйти просят,
А это там умеют,
А это там умеют,
А это там умеют.
И обстановка там не та,
И лакировка там не та,
Старик, ты просто темнота,
А вместо пса возьмём кота.
— Я видел англичанку
И с нею двух собак,
— Тогда твою овчарку
Оставим, раз уж так.
— Но где же наши гости?
Где кубок драгоценный?
— My darling, ты, ей Богу,
Такой несовременный.
Ты, прям, какой-то деспот,
Сиди, как я сижу,
И помни своё место,
Какое укажу.
……………………………..
— Потом я долго тосковал
И плакал, сам не свой,
— Пока вдали не засиял
Наш персонаж второй.
— Лилианна, о, Лилианна,
Ты одна мне мила и желанна,
Подойди же ко мне, Лилианна,
И в объятья меня заключи.
— Заключу, заключу, заключу,
А пока помолчи.
Ты чересчур оброс, а бороду, наверно,
Макнул ты в купорос, а это очень вредно.
При общей худобе ты весь какой-то крупный,
Мой милый, ты преступно относишься к себе.
— Я с детства не лечусь.
— Да в нём же столько силы,
— Ты на краю могилы,
Но я тобой займусь.
Никаких бифштексов, никаких котлет,
И считай, что кексов в этом мире нет,
В день по ложке масла,
Минимум солей,
— А вино и мясо?
— А вино и мясо —
Только для гостей.
Зато…
Здоровые почки, железные нервы,
Гимнастика, йога, трусца,
И так ежедневно, и так ежедневно,
И только вот так без конца.
Не жалей для пользы головы своей,
— Не меняя позы, походи на ней.
— Сделай вдох, а выдох делать не спеши,
— Ну а если в силах,
— Ну а если в силах,
— Лучше не дыши.
— Зато…
Здоровые почки, железные нервы,
Гимнастика, йога, трусца,
И так ежедневно, и так ежедневно,
И только вот так без конца.
— Тут уж не до жиру,
Так что не горюй,
— Строго по режиму
Каждый поцелуй.
Лишние порывы —
Под холодный душ,
Будешь ты счастливый,
— Будешь ты счастливый,
Ангел, а не муж.
— Зато…
Железные нервы, здоровые почки,
Гимнастика, йога, трусца.
И так ежедневно до ручки, до точки,
И так без конца до конца.
— Железные нервы, здоровые почки,
Гимнастика, йога, трусца.
И так ежедневно до ручки, до точки,
И так без конца до конца.
— Железные нервы, здоровые почки,
Гимнастика, йога, трусца.
И так ежедневно до ручки, до точки,
И так без конца до конца.
……………………………………….
— Как он был зол на слабый пол,
— Легко понять за что,
Я вновь бродил и снова брёл
— И время тоже шло,
— И снова прежние мечты,
— И снова та же блажь,
И вот возник из темноты
Наш третий персонаж.
— Вивианна, о, Вивианна!
Будь женою моей постоянно
— Подойди же ко мне, мой желанный
И в объятья меня заключи,
— Что за сладостный миг долгожданный,
Вот и сердце, а вот ключи.
— Нашу жизнь мы украсим цветами,
Но побрейся скорей, дорогой,
Пусть не будет преград между нами
В том числе и усов с бородой.
И застолье, и гости, и песни,
Ежедневно, и так без конца,
Улетим мы с тобой в поднебесье
И захватим любимого пса.
— И бифштекс, и вино, и повидло,
И приятно и весело им,
— И любви нашей краю не видно,
И любви нашей краю не видно,
Нет границ у любви, нет границ у любви,
Нет границ у любви, нет границ у любви,
Нет границ у любви, нет границ у любви,
Нет границ у любви,
У любви, у любви, у любви.
— Слава герцогу с герцогинею,
Наконец-то счастливый финал.
— Я клянусь бородой своей синей,
Что такого и сам я не ждал.
— Я клянусь этой костью оленьей,
Этой костью оленьей,
Мне не надо другой госпожи,
Другой госпожи.
— Герцогиня, прими поздравленья,
Прими поздравленья,
И внимание нам окажи,
Нам окажи.
— Приласкаю, согрею, укрою,
И захочется вновь приласкать,
Если можно обнять все живое —
Я готова все это обнять.
Мы свободны, как вольные птицы,
Не ревнуй, не бледней, не синей,
У любви не бывает границы,
У любви не бывает границы,
И чем больше она, и чем больше она,
И чем больше она, и чем больше она,
И чем больше она, и чем больше она,
И чем больше она,
Тем сильней, тем сильней, тем сильней.
— Прощай, мой друг, адью, адью
Ты видел всё как есть,
Вину ужасную мою
Ты хорошенько взвесь,
И пусть пошлёт тебе судьба
За все грехи мои
Побольше чуткого тепла
И преданной любви..
Так за что же невзлюбили DmC: Devil May Cry?
DmC: Devil May Cry вышла не в то время и не в том месте. Она — жертва обстоятельств. Жертва желаний Capcom увеличить продажи серии и привлечь новую аудиторию. Жертва фанатов, которые уничтожили ее в пользовательских оценках и гневных постах на форумах. Жертва маркетологов, которые продвигали ее как «обновленный Дэвил Мэй Край». Назови Ninja Theory эту игру как-то иначе, это был бы один из лучших слэшеров от «неумелых гайджинов». Но этого, увы, не случилось.
И одновременно с этим это — чудесная, замечательная игра. С крутым сценарием, запоминающейся музыкой и локациями, глубокой боевой системой, удобным управлением, колоритными персонажами, охрененными босс-файтами и огромной реиграбельностью. Она не заслужила того, как с ней обошлись.