Страница 1: Тесты чипов памяти Samsung, Micron и Hynix на процессорах AMD Ryzen 3000
После появления процессоров Ryzen 3000 на рынке прошло несколько недель, и они стали весьма популярными среди наших читателей. Производители памяти анонсировали специальные планки для новых процессоров Ryzen и материнских плат X570. Впрочем, никто не мешает использовать данные модули памяти и с материнскими платами B450 и X470, разве что там могут потребоваться настройки вручную.
Данный обзор был подготовлен нашим форумчанином Reous.
Несмотря на внешние отличия, подобные планки памяти чаще всего оснащаются чипами DRAM, которые показали хорошую совместимость с платформами AMD. Как правило, это 8-Гбит чипы от Samsung, SK Hynix и Micron. Мы получили возможность протестировать несколько комплектов G.Skill и Crucial.
Ниже приведен краткий обзор трех наиболее распространенных чипов на рынке:
Samsung 8 Гбит B-Die: Данные чипы типа K4A8G085WB изготавливаются по 20-нм техпроцессу. Ранее они показали дружественность к разгону, тактовые частоты почти линейно масштабируются с напряжением и задержками. По сравнению с приведенными ниже чипами, здесь получается достичь меньших задержек, что положительно сказывается на производительности. К сожалению, производство чипов B-Die прекращено, поэтому в ближайшие месяцы они уйдут с рынка. В соответствующей ветке форума перечислены планки памяти на чипах B-Die.
SK Hynix 8 Гбит C-Die: Чипы типа H5AN8G8NCJR на 8 Гбит производятся по 18-нм техпроцессу, они относятся к третьему поколению после MFR и AFR. Потенциал разгона высокий, но по сравнению с Samsung B-Die придется принести в жертву задержки, такие как tRCDRD, tRP или tRFC. Данные чипы, как правило, встречаются на планках с заявленным режимом до DDR4-3600. Здесь мы тоже дадим ссылку на ветку форума, где можно подробнее ознакомиться с планками на чипах SK Hynix.
Micron 8 Гбит E-Die:
Чаще всего на рынке можно встретить планки памяти на 8 Гбит чипах MT40A1G8SA-075:E (D9VPP), которые производятся по 19-нм техпроцессу. В начале года они вызывали сенсацию, поскольку показали рекордные значения разгона. Из-за хороших возможностей разгона и низкой цены данные планки рекомендуются к покупке. Но и здесь по сравнению с чипами Samsung B-Die придется принести в жертву некоторые тайминги, такие как tRCDRD или tRFC. Дополнительная информация приведена в ветке форума.
CPU | AMD Ryzen 7 3700X (на фиксированной частоте 4,1 ГГц) |
Материнская плата | ASUS ROG Strix B450-I GamingBIOS 2703 ABB |
ASUS ROG Strix X570-E GamingBIOS 1005 ABB | |
HDD | ADATA XPG SX6000 Lite 128GB M.2Samsung SSD 850 EVO 250GB |
ОС | Windows 10 (Build 1903) |
Видеокарта | XFX Radeon R9 270X Black Edition |
Оперативная память | G.Skill Trident Z DDR4-3600 CL15-15-15Samsung 8Gbit B-Die, Single RankF4-3600C15D-16GTZ |
G.Skill Trident Z DDR4-4000 CL19-19-19Samsung 8Gbit B-Die, Dual RankF4-4000C19D-32GTZKK | |
Crucial Ballistix Elite DDR4-4000 CL18-19-19Micron 8Gbit E-Die, Single RankBLE2K8G4D40BEEAK | |
Crucial Ballistix Sport DDR4-3000 CL15-16-16Micron 8Gbit E-Die, Dual RankBLS2K16G4D30AESB | |
G.Skill Trident Z Neo DDR4-3600 CL16-19-19Hynix 8Gbit C-Die, Single RankF4-3600C16D-16GTZNC | |
G.Skill SniperX Camouflage DDR4-3600 CL19-20-20Hynix 8Gbit C-Die, Dual RankF4-3600C19D-32GSXKB |
Все тесты проводились на фиксированной частоте CPU 4,10 ГГц при напряжении 1,325 В. Такой шаг был сделан, чтобы тактовые частоты не менялись в зависимости от температуры CPU, что может негативно сказаться на результате. Для тактовых частот до DDR4-3733 включительно использовалась материнская плата ROG Strix X570-E Gaming, более высокие тактовые частоты от DDR4-4200 были получены на материнской плате ROG Strix B450-I Gaming. В качестве BIOS использовались версии с патчем ComboPi 1.0.0.3 ABB. Мы тестировали одноранговые планки 2x 8 Гбайт и двуранговые 2x 16 Гбайт на чипах памяти Samsung, SK Hynix и Micron.
Мы проводили разные тесты в режимах DDR4-3200, DDR4-3600, DDR4-3733, а также DDR4-4200+ при возможности. Все комплекты за исключением однорангового Micron не смогли дать тактовые частоты выше DDR4-4200, либо чипы памяти не позволяли такие высокие частоты, либо BIOS не оптимизирована. Мы выставляли максимальное напряжение VDIMM 1,50 В для оптимизации задержек. Все тайминги приведены в следующей таблице.
Изучаем влияние частоты оперативной памяти на игры
Здесь нам помогала видеокарта Palit GeForce RTX 3070 GameRock OC.
Сегодня же список более краткий, но настройки те же самые. Во всех играх выбраны максимальные предусмотренные разработчиками пресеты графики, DirectX 12 там, где это возможно, в ином случае DirectX 11, активна трассировка лучей в случае поддержки игрой, качество тоже максимальное.
Игра | GOODRAM (средний fps) | G.SKILL (средний fps) | Примечание |
Cyberpunk 2077 | 55,1 | 36,3 | UHD, DLSS Auto, RTX On |
Cyberpunk 2077 | 87,7 | 95,2 | FHD, DLSS Auto, RTX On |
Shadow of the Tomb Raider | 79 | 79 | UHD, DLSS On, RTX On |
Shadow of the Tomb Raider | 137 | 166 | FHD, DLSS On, RTX On |
Death Stranding | 103,9 | 105,6 | UHD, DLSS Quality |
Death Stranding | 120,5 | 160,9 | FHD, DLSS Quality |
Red Dead Redemption 2 | 53,37 | 53,50 | UHD |
Red Dead Redemption 2 | 111,1 | 116,87 | FHD |
Watch Dogs: Legion | 50 | 49 | UHD, DLSS Balance, RTX On |
Watch Dogs: Legion | 75 | 84 | FHD, DLSS Balance, RTX On |
Serious Sam 4 | 101,3 | 152,9 | UHD, DLSS On |
Serious Sam 4 | 114,8 | 191,1 | FHD, DLSS On |
Hitman III | 83,13 | 91,1 | UHD |
Hitman III | 114,8 | 180,6 | FHD |
Quake II RTX | 32,6 | 55,3 | UHD, RTX On |
Quake II RTX | 114,8 | 184,2 | FHD, RTX On |
Ashes of the singularity: Escalation | 45,3 | 65 | UHD, CPU Focused |
Ashes of the singularity: Escalation | 45,4 | 66,6 | FHD, CPU Focused |
Total war saga: Troy | 53,83 | 53,5 | UHD |
Total war saga: Troy | 133,5 | 152,2 | FHD |
Лучшая память DDR4 High-End класса
Последнюю категорию в рейтинге оперативной памяти мы решили посвятить топовым комплектам. И какие же требования можно предъявить к таким модулям? Конечно же, они должны быть быстрыми, надёжными, холодными и красивыми. В первом случае важными параметрами являются тайминги и частота, которая в каждом из двух рассмотренных ниже наборов составляет 3200 МГц. К слову, оба комплекта включают не две, а 4 планки, имеющих объём 8 ГБ. Что же с дизайном? Привлекательного радиатора здесь явно недостаточно. А вот если на планках будет настраиваемая RGB-подсветка, то ваш компьютер заиграет другими красками (особенно если в нём есть другие комплектующие с такой опцией).
1. Corsair CMT32GX4M4C3200C16
Когда геймеры хотят купить оперативную память для игрового ПК, то часто они смотрят на продукцию компании Corsair. Надёжно, быстро и стильно – вот что характерно для любой модели ОЗУ от известного американского производителя. Если говорить конкретно о варианте CMT32GX4M4C3200C16, то это новинка на рынке оперативной памяти. При необходимости пользователь может разогнать чипы выше стандартной частоты 3200 МГц, но номинальные тайминги 16-18-18-36 в таком случае ухудшатся. При этом прироста производительности в играх вы почти не получите, поэтому толку от таких экспериментов нет.
Для настройки подсветки пользователь может воспользоваться фирменной утилитой. В ней можно подстроить подсветку модулей памяти в соответствии с другой продукцией бренда. Если такой вариант вам не нужен, то получится выбрать отдельный цвет и даже вариант свечения для каждой планки
При этом обращайте внимание на то, подойдёт ли данный комплект под вашу плату и ваш корпус, ведь у него довольно высокие и широкие радиаторы
Достоинства:
- отличные характеристики;
- разгонный потенциал;
- удобство настройки подсветки;
- великолепный внешний вид;
- эффективность радиаторов.
2. G.SKILL F4-3200C16Q-32GTZR
Одним из основных преимуществ данной оперативной памяти по отзывам пользователей является подсветка. Она отлично дополняет стандартный дизайн TridentZ. К тому же, в фирменной утилите пользователь может настроить свечение отдельно для каждой планки, выбирая между 16,7 млн оттенков, что выглядит просто великолепно.
Достоинства:
- тайминги 16-18-18-36;
- есть поддержка XMP;
- количество и дизайн модулей;
- частота 3200 МГц и возможность разгона;
- привлекательная стоимость для своих возможностей.
Недостатки:
очень сложно найти в продаже комплект именно на 32 ГБ.
16 ГБ – золотая середина
Сегодня 16 ГБ для большинства энтузиастов и геймеров можно назвать «золотой серединой» в соотношении между ценой и объемом. Такая емкость дает вам некий запас прочности для одновременного выполнения нескольких задач, причем, даже без необходимости закрывать вкладки или приложения, чтобы не дай бог не превысить объем доступной оперативной памяти.
Даже при том, что The Division 2 в общей сложности по системе «съедает» 11 ГБ, поддерживает браузер с 14 вкладками, использует MS Word и транслирует Twitch в фоновом режиме, я использовал около 14 ГБ. Это соизмеримо с пределом в 16 ГБ. Но как часто вы действительно играете в игры, оставив другие рабочие приложения открытыми?
У меня всего установлено 32 ГБ, но даже с моей моделью использования ОЗУ превысить 16 ГБ оказалось очень сложно. Обычно я играю в игры, пользуюсь MS Word и Excel, обработкой графики в Paint.Net и открываю дюжину или более вкладок в браузере Chrome.
Однако если вы творческий профессионал, соответственно, и потребности ваши будут другими. Тем, кто обрабатывает большие файлы или выполняет другие ресурсоемкие задачи с интенсивным использованием ОЗУ, стоит подумать о установке 32 ГБ и более. Но если такие задачи не предусмотрены, большинство из нас вполне может обойтись 16 ГБ.
Кратко о частоте и таймингах
Для лучшего понимания всего эксперимента стоит хотя бы быстро пробежаться по теории.
Во-первых, для современной DDR4 памяти существует реальная и эффективная частота. Эффективная та, что мы чаще всего видим на коробке с модулями памяти или в описании в карточке товара в магазина. Реальная частота, как правило в 2 раза ниже. Обычно именно её выводят утилиты для мониторинга и бенчмаркинга, например, CPU-Z, HWiNFO или AIDA64.
Ниже пример. На стикере — эффективная частота.
В CPU-Z — реальная частота этого же модуля памяти.
Буквально это означает, что данная ОЗУ в таком режиме работы в секунду совершает 1800000000 тактов.
Но есть ещё и тайминги (первичные и вторичные) — задержки между операциями при обращении к ячейкам памяти. Зачастую самым важным считают CAS. В нашем случае он равен 17.
Потому разные модули оперативной памяти корректнее всего будет сравнивать по задержкам. Для этого легко вычислить время одного такта. 1/1800000000=5,555555555555556e-10 секунд. Переводим в более привычные наносекунды. 5,555555555555556e-10*1000000000=0,55 нс. Осталось провести последний подсчёт, чтобы выяснить задержку, учитывая тайминг: 0,55*17=9,35 нс.
32 ГБ: перебор?
Увеличение ОЗУ до 32 ГБ дает довольно большую свободу, поскольку приложения (и/или множество открытых вкладок браузера) остаются активными без появления каких-либо негативных последствий. Ни одна из протестированных мной игр в полной мере не использовала 16 ГБ, не говоря уже о 32. Некоторым пользователям, которые работают большими файлами или с более чем одним файлом одновременно, с точки зрения производительности, следует использовать 32 ГБ и более. Конечно, бывают ситуации, когда нужно использовать больше 16 ГБ, что, вне всяких сомнений, подтолкнет пользователя к переходу на 32 ГБ. Но для многих (вероятнее всего, для большинства) пользователей такая ситуация является редкостью.
Итак, что же можно сделать с дополнительным объемом 32 ГБ, если регулярно он не используется? Некоторые задачи по редактированию видео и графики, особенно в разрешениях 4K +, могут только выиграть от RAM-диска, который часть сверхбыстрой энергозависимой емкости ОЗУ превратит в накопитель и возьмет выполнение ресурсоемких процессов на себя. В дальнейшем такой диск можно применять в качестве рабочего инструмента для других проектов, поскольку скорость передачи и обработки данных в нем намного выше, чем на традиционном диске, пусть даже самом хорошем SSD, оборудованном интерфейсом PCIe. В таких случаях наличие RAM-диска может сократить время работы над проектом и повысить общую производительность, сделав ее увеличение более плавным.