Наблюдательность – наша опора
Как и прежде, игроку предстоит управлять секретной организацией под названием XCom, учреждённой советом ведущих стран мира и являющейся первой и последней линией обороны перед лицом инопланетных захватчиков. И слово «управлять» здесь понимается абсолютно буквально, потому как в случае с XCom: Enemy Unknown, вся комплексность игрового процесса оригинала раскрывается тут на полную катушку, будучи бережно перенесена с минимумом изменений.
Первая задача игрока как директора XCom – обустроить свою подземную базу. Ближайший аналог базы – корабль «Гиперион» из StarCraft II. Яйцелоговые под управлением милой фрау докторши собирают инопланетные технологии и изучают всё то, что вы притащите с собой из боя, разрабатывая новые образцы брони, вооружения, а так же изучая слабые и сильные стороны врагов путём вскрытия их трупов. Инженеры по чертежам учёных создают новые предметы, улучшают старые образцы, а также осуществляют строительство перехватчиков, которые нужно направлять в разные концы света для осуществления принудительной посадки НЛО на поверхность. Также не стоит забывать, что на всё это требуется огромное количество ресурсов – людских и денежных, которые предоставляются странами, входящими в договор. Опять же, всё производство кушает энергию, которую создают генераторы. Любое помещение, будь то лаборатория или мастерская, занимает ячейку в достаточно компактной базе, помещения для которой ещё для начала нужно откопать в грунте – причём, чем ниже уровень, тем дороже он будет стоить.
Отдельная сторона стратегического планирования – пестование и вооружение солдат. Отличившихся нужно повышать, выдавать новые, более продвинутые единицы вооружения и особые предметы. Например, электрошокер, который позволяет взять инопланетянина в плен.
За все свои действия (и бездействие) приходится раз в месяц отчитываться перед председателем совета стран, входящих в проект XCom. Забыли прислать перехватчик в Южную Америку или закинуть на орбиту Аргентины спутник слежения за НЛО? Ожидайте, что обиженная страна может хлопнуть дверью, покинет проект и лишит жизненно важных ресурсов. Поэтому думать, планировать и предполагать тут приходится как никогда много – несколько ошибок может привести к тому, что вы будете просто раздавлены инопланетными силами в отсутствии адекватной поддержки со стороны патронажного совета.
Новинки против седой старинки
Всё это поражающее своей глубиной действо снабжено не передовой, но очень стильной картинкой, главное достоинство которой – чётко выверенный стиль, который всеми ресурсами опирается на наработки оригинала. Так, например, почти все враги, оружие и предметы и их наименования пришли прямиком из первой части. Есть и прямые отсылки – в видеороликах на движке об испытаниях лазерного и плазменного оружия фигурируют картонные мишени прямиком из УФОпедии X-Com: UFO Defense.
Да, по сравнению с оригиналом, здесь упрощено многое. Нет необходимости контролировать количество боеприпасов, которые бесконечны, нет возможности обустраивать другие базы, исчезли ночные миссии, которые проходили в кромешной тьме. Больше нельзя самолично нанимать учёных и инженеров, прогресс исследования теперь показан в процентах, да и занимает гораздо меньше времени, чем тогда, в 1993ем. Продавать разрешено только то, что нашёл в летающих тарелках – в то время как в оригинале одним из источников дохода была продажа оборудования, произведённого инженерам. Наконец, полностью исключена внезапность нападения инопланетян на ваш отряд – враги группками по 2-3 особи терпеливо дожидаются того момента, пока их заметят ваши солдаты, после чего им даётся «бесплатный ход», чтобы занять укрытие.
Высокий уровень сложности[]
Стратегическая часть
- Бесплатного Cпутника на старте не будет.
- Количество инженеров и учёных, передаваемых Советом в конце месяца, будет в два раза меньше.
- Игнорирование НЛО всегда будет приводить к появлению миссии на уничтожение спутника.
- На уничтожение спутника до конца апреля будет посылаться Крупный скаут. В мае его заменит Дредноут.
- НЛО-наблюдатель может появиться над любыми континентами, вне зависимости от того, есть там Громобой или нет.
- Четыре страны могут покинуть Совет в конце месяца.
Паника
- Глобальная паника начинается с 8 пунктов (половина стран с уровнем паники 1, вторая половина с паникой 2).
- Спутник, развернутый над страной с уровнем паники 5, имеет 50% шанс снизить панику в конце месяца. С 4-го уровня шанс составляет 25%, а для всех остальных уровней паники 10%.
- Проигнорированные похищения поднимают панику на 2 очка.
- В XCOM: Enemy Within, успешный штурм базы пришельцев снизит панику у всех стран на 1 пункт, а не на 2.
- Провал или отклонение задания Совета поднимет панику только в той стране, где эта миссия должна была пройти.
- В Enemy Within, пропаганда EXALT поднимает панику в стране на 2 пункта.
Воздушный бой
- Скорость и броня Громобоя уменьшены.
- Пушка «Феникс» и Плазмопушка менее эффективны.
- Похитители, Грузовые баржи, Наблюдатель и Дредноут могут выдерживать больше урона.
- Урон от оружия Дредноута повышен.
- Броня НЛО-наблюдателя стала слегка слабее, дабы у Громобоев оставалось преимущество в воздушном бою.
Штаб
- Стоимость солдат 15$.
- Штаб-квартира начинает с 30 энергии.
- Штаб-квартира начинает БЕЗ школы офицеров. Данная постройка разблокируется после того, как один из солдат получит звание Сержанта.
- В Enemy Within, скорость всех исследований уменьшена на 40%.
- В Enemy Within, всё плазменное оружие дороже на 50%.
Миссии
- На первой миссии будет представлено 3 отряда и 6 пришельцев.
- На похищениях, в зависимости от сложности задания, будет присутствовать следующее количество пришельцев:
- легкая — 2 отряда, 4 пришельца.
- Средняя — 3 отряда, 6 пришельцев
- Сложная — 4 отряда, 8 пришельцев
- Чрезвычайная — 4 отряда, 10 пришельцев.
- На первой акции устрашения присутствует 3 отряда и 6 пришельцев. На всех последующих — 5 отрядов и 12 пришельцев.
- Задания Совета имеют следующее число пришельцев: 7 (Март), 9 (апрель), 11 (Май), 16 (июнь), 18 (июль).
- Рейды на сбитые или севшие НЛО имеют следующее число пришельцев:
- Малый скаут 5-7 если разбился, 10-12 если приземлился.
- Крупный скаут: 10-12 если разбился, 11-13 если приземлился.
- Похититель: 11-12 если разбился, 14-15 если приземлился.
- Баржа: 11-18 если разбился, 18-19 если приземлился.
- Дредноут: 22-23 если разбился, миссий с приземлением не бывает.
- На базе пришельцев будет находиться 22 пришельца.
- НЛО-наблюдатель имеет 4 отряда и 10 пришельцев, отряды состоят только из мутонов-гвардейцев, заместо одного Сектопода будет представлено два.
Бойцы XCOM имеют 4 ОЗ.
Инопланетяне
- ИИ противников больше не обрезан
- Пришельцы будут стараться быть менее агрессивными. Так, убив двух членов отряда из трёх, велика вероятность того, что последний выживших сбежит и присоединится к другому отряду.
- Мутоны меняют Легкий плазмер на Плазмер в июне.
- Все виды противников, включая EXALT, получают +10 к точности и +10 к шансу на крит.
- Криссалиды и Зомби получают +2 к наносимому урону.
- Берсерки получают +1 к наносимому урону.
- Мутоны, тяжёлые летуны, Дроны и Изгои получают +2 к очкам здоровья.
- Командиры Сектоидов и Кибердиски получают +4 к здоровью.
- Командиры Сектоидов и Эфириалы получают +25 к воле.
- В дополнении Enemy Within, Мутоны-гвардейцы получают +4 к здоровью.
- В дополнении Enemy Within, Мехтоиды получают дополнительно +2 ОЗ и +10 к точности в сравнении со средним уровнем сложности. Искатели получают +10 к меткости и +10 к защите.
Интересные факты[]
- Игра начинается с заставки, содержащей цитату Артура Кларка — «Существует две возможности: либо мы одиноки во Вселенной, либо нет. Обе одинаково ужасны».
- На мишенях, показанных в роликах во время испытания лазерной и плазменной винтовки установлено изображение сектоида и мутона из УФОПедии игры X-COM: UFO Defense, разработанной компанией MicroProse.
- В качестве «пасхального яйца» в игре существуют «суперсолдаты», получить которых можно дав определенные имена обычным солдатам. Среди них могут быть Сид Мейер (разработчик компьютерных игр, глава MicroProse и Firaxis Games, для активации следует вводить Сид Майер), Кен Левин (разработчик компьютерных игр, сооснователь Irrational Games, для активации следует вводить Кен Левайн), Джой Келли (писатель, художник комиксов Deadpool, Uncanny X-Men), Отто Зандер (персонаж известной среди фанатов XCOM фанатской работы «Let’s Play X-COM UFO: Defense») и Уильям Картер, протагонист The Bureau: XCOM Declassified. Позднее вместе с одним из обновлений стал доступен ещё один «супергерой» — американский футболист Крис Клюве. Активация любого героя приравнивается к чит-коду и ведет к отключению достижений.
- Для начала финальной миссии, необходимо построить «Камеру Голлопа». Братья Голлоп (Джулиан и Ник) — создатели первой игры XCOM.
- В другой игре Firaxis, Sid Meier’s Civilization V: Brave New World , появляется юнит «Группа XCOM». Согласно описанию в Цивилопедии, этот юнит, заменяющий парашютистов на поздних этапах игры, призван «в свете потенциальных угроз, исходящих от огромных боевых человекоподобных роботов, инопланетян и так далее, защищать население от всех известных и неизвестных опасностей».
- Если максимально приблизить камеру к казармам, то там можно будет увидеть своих отдыхающих бойцов.
***
Но это не отменяет тот факт, что XCom: Enemy Unknown вдохнул новую жизнь в скисший жанр тактических стратегий, возродил легендарный геймплей космической степени проработанности и вплотную приблизился к званию «Игра года 2012». Ортодоксальные фанаты, вы можете бухтеть сколько угодно на тему того, что это не X-Com. X-Com умер.
Да здравствует XCom!
P.S. Перевод, выполненный 1С, получился достаточно средним. И если к тексту особых претензий нет, то голоса получились безумно невыразительные. Пропал бархатистый низкий голос у председателя совета стран, превратившись в обычного бубнилу, исчез немецкий акцент у главной учёной, у бойцов XCom многие фразы потеряли в былой эмоциональности. Поэтому совет — ставьте английский оригинал, только помните о том, что сохранения от русской версии им не поддерживаются.
P.P.S. И ни слова о мультиплеере.
Мы благодарим компанию «1С — Софт-Клаб» и лично Максима Самойленко за предоставленную версию игры.
История разработки[]
Об истории разработки XCOM: Enemy Unknown известно мало, но один достоверный факт всё же есть: каждый сотрудник, работавший над созданием игры должен был сначала пройти оригинальный X-COM: UFO Defence.
Игра была показана на E3 2012 и так понравилась публике, что впоследствии разработчики получили за неё более 20 наград.
Релиз
XCOM: Enemy Unknown была выпущена 9 октября 2012 года в Северной Америке (12 октября 2012 во всем остальном мире) и стал первой игрой серии, появившейся на консолях. Также игра доступна для покупки в Steam. Существует один крупный аддон и два дополнения.
19 июня 2013 игра увидела свет на девайсах от Apple, а на девайсах под управлением Android только 23 апреля 2014. Однако игра была удалена из всех магазинов и добавлена позже с Enemy Within в комплекте.
Версия игры для Playstation Vita вышла 22 марта 2016 под названием XCOM: Enemy Unknown Plus.
Путь к победе
Неудивительно, что повторить оригинал пытались неоднократно. Но ни трилогии UFO, ни самостоятельной UFO: Extraterrestrials этого сделать не удалось. Чего уж там говорить, не удалось это когда-то самим братьям Голлоп, создателям оригинала – их же X-Com: Apocalypse, третья и последняя классическая часть серии, благодаря вмешательству издателя в процесс создания, вышла весьма спорной и не получила признания у многих любителей UFO Defense.
И нисколько не удивительно, что переосмыслить и переоткрыть X-Com (теперь это, кстати, XCom – при перезагрузке серия потеряла дефис в названии) для новых игроков получилось у Firaxis – ветеранов индустрии, которые благодаря своей богоподобной серии Civilization у многих ассоциируется с пошаговыми стратегиями. XCom: Enemy Unknown – ремейк самой первой части сериала, вышел просто загляденье какой чудный.
Тактическое превосходство
Если системы слежения работают нормально, то после того как ваши перехватчики собьют НЛО и вы вышлите на место крушения оперативную группу, начнётся, собственно, тактическая часть XCom: Enemy Unknown.
Основная её особенность – полноценная система укрытий и наличие всего двух «очков действия». То есть персонаж за один ход может либо немножко пробежать и выстрелить (кинуть гранату), либо пробежать далеко, но не сделать потом ничего, либо активировать режим слежения, когда перемещающийся враг будет встречен профилактической очередью вслепую. Наконец, можно уткнуться носом в землю, увеличив защиту, но снизив до минимума радиус видимости.
Внешняя простота такой механики – вещь обманчивая. Во-первых, огромную роль теперь играет атака по флангу и заходы в тыл. Искусственный интеллект тоже в курсе этого дела, поэтому любая миссия и любое сражение в первую очередь начинается с занятия наиболее выгодных позиций – стоять на открытом месте здесь практически равносильно самоубийству. Во-вторых, с прокачкой, каждый из бойцов определяется со своей специализацией – кто-то становится специалистом по тяжёлому вооружению, кто-то – снайпером, кто-то – штурмовиком или бойцом поддержки. Каждый из классов получает за это не только предпочтительное оружие, но и свою ветку умений, которые приходится выбирать с каждым повышением уровня. Например, у снайпера есть умение бесплатного (!) выстрела по врагам, находящимся вне укрытия, а у специалиста по тяжёлому оружию появляется возможность дважды за ход выстрелить из базуки, которая сильно меняет окружающее пространство – как и в первом X-Com: UFO Defense, тут есть вполне работающая разрушаемость. Кроме того, помимо банальной возможности вломиться в здание через окно или залезть на дом по водосточной трубе, в XCom: Enemy Unknown у оперативников появиться возможность летать на джетпаке и пользоваться гарпуном с тросом, чтобы забираться на здания.
В результате на первый взгляд банальная тактика выглядит настоящим испытанием для мозга. Особенно в тот момент, когда на сцене появляются тяжелобронированные враги и инопланетяне с возможностью ментального контроля ваших подопечных.
Единственная серьёзная проблема тактической части XCom: Enemy Unknown – странная работа генератора случайных чисел. При шансе попадания 97% есть гораздо более высокая, чем те самый 3% шанс промахнуться, что может привести к гибели вашего ветерана, в то время как бывает, что противник умудряется поразить вашего оперативника насквозь через контейнер, считающийся «полным», а не половинчатым укрытием.
Кроме того, немножечко, но раздражает повторяемость карт. В оригинале за всё отвечал генератор, в то время как здесь набор уровней фиксированный, пускай и достаточно пухлый, чтобы не набить игрокам оскомину. Вдобавок, в новом XCom добавился целый набор миссий – в дополнение к атаке на совершившую посадку или сбитую НЛО и миссии террора появились задания по эскорту VIP, разминированию бомбы и зачистке местности от инопланетян, собирающих трупы homo sapiens.